Психологический центр «Здесь и теперь»

Ожирение – одна из частых болезней нашего века. Миллионы людей стараются похудеть, расходуя немало сил и средств на эти попытки. Выматывая себя диетами, таблетками и неоднократными операциями, толстяки лишаются одного из самых важных удовольствий в жизни - наслаждения вкусом.

Отстояв в свое время в очередях за хоть какой-нибудь колбасой, россияне радостно отъедаются, и, похоже, не могут остановиться. По телевизору идет масса программ что, как и из чего приготовить. Один мой клиент-мужчина сказал: «Я жду момента трапезы весь день, я готовлюсь к нему, я наслаждаюсь. Еда – мое самое большое удовольствие в жизни». Думаю, ему сложно отказать себе хоть в части этого удовольствия, и похудеть он хочет - как и многие - сознательно не участвуя в этом процессе. А таких способов много: операции, таблетки, откачивание лишнего жира и так далее, и тому подобное.

Мое глубокое убеждение (в этом я согласна со многими психологами и психотерапевтами), что проблема тела есть отражение проблемы души. Лишний вес потому и называется лишним, что без него можно обойтись. Но в то же время, потерянные килограммы чаще всего возвращаются к своему прежнему обладателю после операций, диет и голоданий.

Встает вопрос: зачем людям эта «лишняя вещь»? От чего защищает? Что дает ощущение, чего человек не может получить другим способом? Думаю, что ответ абсолютно уникален для каждого, и его надо искать в совместной работе с психотерапевтом. Сегодня я могу поделиться своим опытом по этой части как психолог с лишними килограммами.

Я всегда была полным ребенком: даже на самых ранних фотографиях я - с внушительным животиком. Поесть я любила всегда. Моя тетя часто вспоминает случай, когда я – трехлетняя девочка - уже поев, из-под стола утаскивала яичницу или картошку из тарелки увлеченного разговором взрослого. Тетя брала меня за руку и вытрясала украденное обратно. Тогда я не знала, что со мной что-то не так, и была счастлива такой, какой была. Но у жизни свои законы. В 9 лет я узнала, что я - толстая, что с толстыми девочками мальчики не дружат, и что я могу в любой момент, причем с полным сознанием своей беспомощности, получить порцию унижений.

И тогда я стала стыдиться себя.

Я согласна с Лиз Бурбо, канадским психологом и автором многих книг по метафизике болезней и недугов, что человек, страдающий от ожирения, пережил много унижений в детстве или подростковом возрасте и до сих пор испытывают страх оказаться в постыдной для него ситуации или поставить и такую ситуацию другого человека. Избыток веса для толстяков является своего рода защитой от тех, кто требует от них слишком многого. От тех, кто пользуется их неумением сказать «нет» и привычкой все взваливать на свои плечи.

Сейчас, когда я веду группу для людей с лишним весом и приглашаю всех желающих, женщины часто говорят мне: «Ну, если ты будешь внушать мне, чтобы я полюбила себя такой, какая есть, то мне этого не надо. Я и сама это знаю. Лучше сделай, чтобы я действительно похудела». А я всегда слышу в этих словах: «Я так хочу, чтобы меня любили такой, какая есть! Я так хочу любить, а не стыдиться себя!» И, в то же время, в этих словах уже явственно звучит что-то, что мешает признать проблему - отчаяние и вызов.

Как я говорила, причин лишнего веса много, и у каждого - свои. Перечислю некоторые, и, может, узнав себя в описании и увидев в проблеме ожирения психологический аспект, кто-то начнет движение своей души по пути к здоровью.

Полный человек может часто и очень долго чувствовать себя зажатым между двумя людьми. Например, между родителями, которые вовлекают ребенка в свои непростые взаимоотношения.Или одним из родителей и другим ребенком, когда каждому нужно внимание, и оба ревнуют, если кажется, что ему досталось меньше. Полный человек изо всех сил старается сделать счастливыми этих людей. Чем сильнее его желание осчастливить других, тем труднее ему осознать собственные потребности. Не получая любви, а только отдавая силы, время и внимание сверх меры, человек начинает больше есть, как бы говоря: «Я стараюсь для вас, но уж это я заслужил!»

Кстати, о еде. Полный человек ест больше, чем нужно его организму. Он ест, когда не хочет, ест по привычке, ест за компанию, ест, когда грустно, когда смотрит телевизор и читает книгу. Ест, ест, ест… Заставляя страдать свое тело, давая ему столько пищи, что невозможно ее переварить и усвоить.

Со своими клиентами я выясняю: что бы они делали, если бы не ели. Что они хотят делать, но не делают? Выясняется, что многие бы танцевали, катались на велосипеде, общались с друзьями, возились с детьми или просто гуляли. Простые вещи, которые мы почему-то запрещаем себе делать, заменяя многообразие мира, палитрой приевшихся вкусов, предпочитая полноту тела полноте бытия. Когда я написала эти строки, почему-то очень захотелось поесть, и я отправилась на кухню приготовить картошечки.

Полные люди часто отказывают себе именно в том, что им нужно – в движении, сексе, общении - они считают себя недостойными этого. «Неужели вы думаете, что я с такой жопой сяду на велосипед? Да, вы посмотрите на меня, мне ли танцевать? – я как слон в посудной лавке! Вот если бы я была стройнее, у меня было бы столько мужиков!» Получается замкнутый круг: меньше двигаясь, мы набираем вес, набирая вес, мы меньше двигаемся.

Так и живем: решаем чужие проблемы, занимаем много места в мире других людей физически, а не духовно, не можем уснуть без того, чтобы не наесться досыта, потому что чувствуем, что не получили за этот день ощущения полноты жизни. И так жалко себя, что есть хочется еще больше…

Что можно сделать? Позволю себе дать несколько советов. Первое: ищите другие способы (кроме еды) вознаградить себя. Второе: не стоит винить себя за переедание – этот способ помогал вам когда-то выжить. Это то средство, которое вы нашли, однажды пожертвовав телом ради сохранения психики. Третье: не старайтесь потерять вес – ваш организм будет знать, что вы что-то утратили, и захочет восполнить потерю. Лучше наполнять свою жизнь тем, чем хочется, и тогда желание наполнить желудок станет меньше. И четвертое - самое главное: займитесь не телом, а душой. Психолог вам поможет.