Зависть и благодарность к Учителям: инцест невозможен?
Осмысление опыта отношений с моими Учителями и Учениками
С моей точки зрения, инцест невозможен. Но для терапевтического взросления, для того чтобы чувствовать себя очень комфортно в этой профессии и практиковать успешно, каждому специалисту важно провести исследование возможности-невозможности инцеста в отношениях ученик – учитель. Ключи и тезисы к размышлению – в этой статье.
Инцест, о котором мы будем размышлять, - в большей степени психологический, нежели физиологический. Это безграничность, отсутствие ясных рамок в отношениях клиента и терапевта, ученика и учителя. Сначала рассмотрим причины, почему для каждой из сторон это так соблазнительно и легко – попасть в инцестуозные отношения. Далее – предложим решения, которые помогут снизить риски инцеста.
Причины инцеста
Причина 1. Истоки инцеста заложены в отношениях с матерью. Психотерапия – специальность, которую мы осваиваем через передачу. Мы получаем и формируем свою психотерапевтическую идентичность из непосредственного контакта со своим учителем на психотерапии личной или групповой, супервизии, теоретических занятиях. Процесс идентификации, отождествления обеспечивает формирование идентичности психотерапевта.
Если внутри этих отношений учитель – ученик есть инцест, то тогда и терапевт, который выходит в профессию с такой идентичностью, невольно – в значительной степени вследствие этой отождествленности – будет иметь риск воспроизвести инцест и в своих отношениях со своими клиентами, пациентами, супервизантами и учениками.
Истоки инцестуозности – в природной предрасположенности матери к инцесту. Нас не было бы без первоначальной неразделенности материнского тела и тела ребенка, материнской психологии и моей психологии. Не было бы нормально функционирующего человека и психотерапевта. Но, с другой стороны, есть угроза остаться неразделенным, остаться поглощенным, находящимся в этой инцестуозной связи с матерью, как и с учителем.
Очень непростая задача решается в том числе в диаде учитель – ученик. С одной стороны, нужно обеспечить столь необходимую для выживания, жизни присоединенность к этому трансформатору – маме, учителю. Потому что через них получаем энергию, навык, умение психотерапевтическое. А с другой стороны, сохраняя столько, сколько нужно, вот этот контакт, обеспечить отделение, автономность, разделение и материнского с детским, и учительского с ученическим.
Если выдерживать абсолютную стерильность, то у ребенка, ученика будет полная неподготовленность. Если все смешивать, если будет абсолютная грязь (почти точный перевод с латинского слова «инцест»), что ничем не лучше. Процесс воспитания и подготовки терапевта – найти золотую середину, найти, как избежать полюсов, но при этом сделать ученика жизнеспособным.
Причина 2. Угроза инцестуозности характерна для симбиотической семьи. Понятие «инцестуозность» было предложено в 90-х годах французским психоаналитиком и психиатром П. Ракамье. Это безграничность, отсутствие ясных рамок. Угроза типична для так называемой симбиотической семьи, когда нет дифференцировки объектов внутри семейного пространства.
В чем она проявляется? Нет разницы между полами, как будто все в семье некоторого унифицированного неидентифицированного пола. Нет разницы поколений. Семейные роли спутаны, смешаны. И еще одна важная особенность – отрицается происхождение от двух родительских линий. Все это в каждом из нас зашито, в том числе и в отношениях учитель – ученик.
Причина 3. Фантазии об инцесте – часть ноши Учителя. Фантазии о том, что у меня кровосмесительные, инцестуозные, то есть в буквальном смысле отношения сексуальные с моими ученицами, пациентками, супервизантками, меня преследуют всю жизнь. Это часть ноши учителя, и это хороший признак, если такие фантазии возникают. Это для меня свидетельствует, что в рамках объектных отношений мы присутствуем в невротических отношениях, в которых разыгрывается эдипальный конфликт.
Но важный нюанс: есть фантазия, а есть действие. Бывают случаи, когда женятся, выходят замуж за своих учителей, а учителя женятся на студентках. Это, конечно, отыгрывание. Но все-таки прямого сексуального контакта, на мой взгляд, достаточно мало на сегодняшний день среди коллег. Это происходит благодаря выстроенным отношениям в институтах, где есть табу. Это табу, которое я сам в себе как учитель чувствую. Табуируется само переживание, просто отсекается. Ты чаще всего не воспринимаешь ученицу как привлекательную женщину. Но гораздо более здоровым было бы испытывать сексуальное влечение, если тебя влечет. Испытывать, но не воплощать это в действие.
Как избежать инцеста
Решение 1. Держаться границ. В чем, например, мой стиль преподавателя? В том, чтобы достаточно ясно определить границы, в которых мы будем взаимодействовать. Я подключаюсь к диалогу, как оговорено по расписанию: четко в 10.15.
Еще я очень люблю ясные определения. Не только четкие границы временные, не только четкие границы ролевых отношений, но и четкие определения понятий. Мне кажется, что чем четче удается определить в конкретной учебной группе определенные понятия, тем надежнее защита от того, что мы в какой-то момент в широком смысле называем инцестом.
Решение 2. Расстроить образ учителя. Исходя из положений Страсбургской декларации, психотерапевтическое образование складывается из трех компонентов. Первый – опыт самопознания в конкретном методе, которому ты обучаешься. Второй компонент – это собственная практика в методе под супервизией специалиста в данном методе, имеющего квалификацию. И третий компонент – теория метода психотерапии. Образ учителя при таком подходе расстраивается.
Если я групповой аналитик, то у меня есть один или два учителя. Потому что в разных школах группа ведется либо одним групповым аналитиком, либо котерапевтической парой. Меня связывают с моими терапевтами терапевтические отношения, и я знакомлюсь с методом через самопознание. В рамках подхода это основной учитель. И в какой-то степени процесс отождествления с моим терапевтом предопределяет и то, каким я буду терапевтом. Я начинаю вести свою собственную группу под присмотром, под супервизией специалиста в этом методе. И он мне подсказывает, будучи носителем того инструментария, который характерен для метода, как нужно мне вмешиваться в процесс терапевтический, обладая инструментарием. Я осваиваю, беру энергию, которую получаю от супервизора. И, наконец, теория. В зависимости от того, каким теоретическим концепциям отдает предпочтение мой учитель, я их легче и полнее освою, а какие-то останутся фоновыми.
У каждого, кто через такую систему обучения проходит, у него такая «святая троица» из учителей – терапевт, супервизор и теоретик. В таком расстраивании образа учителя есть защита от инцеста, от инцестуозности, от безграничности. Каждый занимается своим аспектом.
Например, в Обществе группового анализа, на этапе завершения и получения квалификации курсантом терапевт не участвует в решении вопроса о присвоении квалификации. Он специально выводится из процесса, чтобы уменьшить влияние контрпереносных отношений. И еще одна граница, еще одна профилактическая рамка: квалификационная работа анонимная, то есть рецензент читает работу, не зная, кому она принадлежит. Так снижается вероятность того, что личные отношения могут влиять на формирование оценки.
Решение 3. Действовать в рамках института. Чего-то не хватает в этой диаде учитель – ученик. Дам свой вариант ответа: института не хватает. Учитель практикует в школе, в институте. Учитель психотерапии практикует в каком-то сообществе. Но почему-то о нем забывают, как будто он отсутствует, вот этот контейнер, вот эта матрица, вот это пространство, которое вообще-то предопределяет те отношения, которые между учителем и учеником складываются. Не всякий учитель будет работать в определенном институте. Складывается команда соратников, которые одинаково думают, чувствуют, смотрят на процесс. В нем определяется система отношений между учителями и студентами, между учителями и институтом, между учителями и учителями.
Например, почти все институты, обучающие группанализу, являются членами одной сети – E.G.A.T.I.N. Внутри этой сети существует определенный кодекс, устав, который описывает не только стандарт обучения, но, что мне представляется гораздо более важным, описывается система отношений между учителем и учениками, учителем и учителем, учителем и институтом. И в зависимости от проясненности этого контекста, от ясности ролевых позиций и ответов на вопрос, что такое хорошо, что такое плохо внутри отношений, в зависимости прописанности, согласованности, принятости сама коммуникация учитель – ученик становится более спокойной.
Мощная энергия реки, которая курсирует от учителя к ученику, от ученика к учителю должна быть облицована в возможности береговым гранитом, и в этом процессе облицовки роль института, на мой взгляд, незаменима. Она предопределяет, насколько учитель и ученик способны отдаться этому процессу и использовать его энергию для наращивания мощи терапевтической ученика, а не для разрушения и смывания тех терапевтических навыков, которые формируются в ходе процесса обучения.
Андрей Склизков, группаналитик, преподаватель и супервизор, декан факультета обучения супервизии Института Супервизии и Групповой терапии.
Доклад прочитан на сессии программы «Терапевтическое взросление» 14 мая 2022 года.