«Ребенок – наш посредник в отношениях с реальностью.»
Франсуаза Дольто
В моем сознании произошел переворот, когда однажды я поняла, что мои дети даны мне, … нет, … подарены мне судьбой, чтобы я могла расти и развиваться вместе с ними. Чтобы не стала я с возрастом всезнающей занудой или фарисеем.
Но для понимания этого мне сначала пришлось научиться их слышать (а не только требовать от них: «слушай меня»). Для меня, в силу моих «природных особенностей», добиться этого от себя было очень непросто.
Как-то, вернувшись с очередного семинара по детской психотерапии, я поделилась со своим старшим сыном, которому тогда только исполнилось 20 лет, что теперь я знаю, как сделать детей счастливыми. Выслушав меня очень внимательно, сын сказал: «Мама, по-моему, дети и так счастливы. Вы им только не мешайте».
С тех пор это «не мешайте» считаю главнейшим девизом в своей практической деятельности.
Я стала развивать эту идею: «не мешайте детям быть счастливыми». И на своих встречах с родителями стараюсь разбудить в них желание не столько учить и воспитывать своих детей, сколько искать в детях то уникально-индивидуальное, чему бы они, родители, могли у них научиться.
Для меня процесс воспитания теперь видится как движение навстречу друг другу. Как процесс бесконечного взаиморазвития.
А как найти в детях их уникальность?
Возможно, если мы научимся принимать, не осуждая, то, чем делятся с нами наши дети, если внимание к чувствам ребенка станет для нас естественным способом общения с ними, тогда-то мы и сможем заметить, что они другие, со своими потребностями и своим представлением об устройстве мира. В этом и есть их уникальность-индивидуальность.
В случае, когда ребенок впервые делится с нами своими переживаниями, полезно соблюдать следующие правила:
стараться не судить хорошо или плохо, правильно или неправильно поступает ребенок (я с тобой, и я стараюсь понять как ты воспринимаешь мир, каков он с твоей точки зрения);
обращать больше внимания на чувства ребенка, а не на его поведение;
не подавлять эти чувства и не создавать искусственно комфортные условия; (комфортность часто уводит в сторону от этих чувств) наоборот, погружаться в них вместе с ребенком, помогая ему назвать эти чувства и пережить их.
На собственном опыте я знаю, ничто не помогает справляться с чувствами так хорошо, как присутствие человека, который понимает и принимает их, подтверждая, что у каждого человека есть право на любые чувства. Все чувства полезны, даже негативные или причиняющие боль. Их нельзя оспаривать или опровергать. Мы не можем выбирать, что чувствовать, но можем выбирать, что делать.
Честно и искренне отвечать на вопросы ребенка, делясь своими чувствами о происходящем.
Принимать и не осуждать те принципы, которые усвоил ребенок, в тот момент, когда он впервые вам об этом рассказывает (принимать – не значит соглашаться)
Использование этих простых форм реагирования полезно тем, что дает нам время разобраться в происходящем, обдумать полученную информацию, прежде чем мы сможете что-то посоветовать ребенку исходя из нашего опыта.
«Именно ребенок имеет доступ к тому, что обладает наибольшей ценностью в мире,
но поскольку он мал и физически слаб, мы навязываем ему нашу волю, какую сильные всегда навязывают слабым.» Франсуаза Дольто