Статьи Институт Супервизии и Групповой терапии

Эссе Марины Цветковой

12 лет назад случилась со мной беда. Тогда я работала в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования, на кафедре психологии, в должности доцента кафедры.

И хорошо так работала, читала лекции, писала диссертацию на тему, которая мне очень нравилась, про подростков. Итогом я видела программу для педагогов «Тренинг педагогической эффективности. Навыки конструктивного взаимодействия».

А беда случилась такая: остеомиелит шейных позвонков, который взялся не понятно откуда и приковал меня к больничной койке, два месяца я лежала как овощ, кормили меня с ложечки, поили из трубочки, а всё остальное в утку. Было много времени подумать про то, для чего прожила свои 42 года, многое переосмыслила и переоценила, это была встреча с собой. Потом мне установили металлическую конструкцию на голову, шею и верхнюю часть тела, она называется «Гала-система», шесть с половиной килограммов весом, на четыре с половиной месяца, с которой я училась заново ходить, всё заново… За семь месяцев больничного посещали меня разные мысли, от суицидальных, потому что дальше светила мне инвалидность, до размышлений о смысле жизни. При выписке от инвалидности я отказалась, решила жить.

Мои исследования и рассуждения в плане диссертации показались мне какими-то незначительными, если остаётся жить так мало, вдруг я не успею дописать свою работу, защитить её. Я ушла из института, ушла в никуда. Я решила, что работая просто психологом, я принесу больше пользы людям, а особенно подросткам, которым так непросто переходить во взрослую жизнь. Найдя ещё двух единомышленников, я открыла психологический центр «Здесь и теперь».

За 11 лет работы нашего центра мы организовали 20 детских психологических выездных лагерей. Начинали мы с проекта «Большая игра в настоящую жизнь» для ребят от 8 до 13 лет, потом ребята выросли и мы сделали следующий проект «Курс выживания» от 13 до 15 лет и опять ребята подросли, и появился следующий проект «Молодёжная экспедиция» от 13 до 17.

В зависимости от возраста решаются разные задачи, конечно самая главная: чтобы дети отдохнули, нагулялись; развитие коммуникативных навыков; научиться работать в команде. Выбрать лидера и если сам в лидеры не заявился, то уметь подчиниться. У нас есть правило, не брать с собой сотовые телефоны, плейеры, электронные игрушки, всегда есть риск, что могут нечаянно разбить, сломать или даже присвоить себе. Замечательно, когда ребенок проводит каникулы без телефона, компьютера и телевизора.

Для малышей мы выбираем тему, в которой будем жить, обычно это фильм, книга или мультик, то что интересно детям. Мы уже были пиратами, минипутами, индейцами, ковбоями, жили во времена короля Артура, устраивали звездное путешествие и Хеллоуин в сказочном лесу. Дети собираются в лагерь из разных школ города и области, и это очень хорошо, потому что с новым народом можно это время прожить по-другому, с придуманным именем, не так как привыкли тебя видеть одноклассники. И у меня есть игровое имя - Пушистая Лапа, детям прикольно, а как они меня назовут? Тётя Марина, бабушка Марина? Некоторым и правда в бабушки гожусь.

Время лагеря позволяет тренерской команде увидеть (обнаружить) ресурс ребенка, помочь ему, создать ситуацию успеха. Для детей 8-13 лет важно быть успешным, принятым сверстниками и одобренным взрослыми, да не всегда у них на это хватает силенок. Мы делим детей на 4 группы, и они придумывают название своей команды, и две тренинговые группы в дне направлены на выполнение разных заданий, и есть третья группа, вечерняя, которая завершает день и называется очень мило - «Свечка», где у детей есть возможность отреагировать на все события дня.

В лагере у нас действует экономическая система, у нас есть игровые деньги, каждый раз они разные, это были и счетные палочки, 10-ти копеечные монетки, расплющенные молотком, даже деньги из солёного теста, сделанные на пельменнице. Их можно заработать по-разному, взять должность: будильник - всех будить; глашатай - всех оповещать о сборах; эколог - смотреть за чистотой и получать за это жалование, или делать поделки и продавать их. Жалование мы выдаём утром так: на четверых - 14 монет, а вечером ребята на общем круге должны отчитаться, как поделили. И весь лагерь решает правильно поделили или нет. Стимул зарабатывать деньги сильно развивает творческие и организаторские способности детей, ведь иногда им не верится, что они могут провести мастерскую и научить чему-то других детей, например, танцевать брейк, нарисовать рисунок, слепить поделку из пластилина и заработать таким образом. Поверьте, у детей открываются такие разные способности и многие переживают важные открытия про деньги. На них можно купить «вкусняшки» в игровом магазине, где продавцы тоже дети, а можно в последний день на аукционе купить сувениры себе, своим близким и самый вожделенный предмет - батаку (поролоновую палку), которой хотят обладать все мальчишки без исключения.

И конечно прогулки, иногда по три в день, это разные соревнования и это опять работа в команде. Любимое занятие ребят прыгать на огромной скакалке всей своей группой, какая дольше и конечно: санки, горки, футбол, и в один из вечеров разжигаем на улице большой костёр, сжигаем на нём страхи, а потом жарим сосиски. Вечером у нас весело, дискотека. Если мы живём во времена короля Артура, то это бал, если мы ковбои, значит это кантри - вечеринка, и разучиваем соответствующие теме танцы. Наша любимая игра в «Ручеёк», выборы героев лагеря, мальчика и девочку - это обязательно конкурс, спортивный и творческий, выбирают героев конечно же дети.

Мне очень нравиться, что ребята готовятся ещё дома, учат стихи, не из школьной программы, песни - не только шлягеры, а однажды даже девочка привезла с собой флейту, так хотелось ей победить.

В лагере у нас есть «Комната мудрости» и все дети знают, что в час тишины любой может подойти к любому тренеру и поговорить на волнующую его тему или просто побыть одному. Есть ещё и «Аскабан», попросту говоря тюрьма, иногда и она бывает занята, на общем сборе ребята решают, что кому-то посидеть и подумать там не мешало бы.

С нами всегда ездит наш повар и вся еда «ручной работы» и дети всегда кушают хорошо, нагулявшись, да ещё и за компанию. Дети подрастают, и пришлось нам делать следующий проект «Курс выживания», в весенние каникулы, это уже для ребят с 13 до 15 лет. Это трудный поход, потому что до базы на остров Партизанский мы едем на автобусе 120 км, а потом идем 5.5 км по мартовской тропе, неся на себе рюкзаки, в которых спальники и вещи, продукты везём на волокушах. Ребята заранее рассчитывают сколько нужно купить продуктов на 30 человек: тушенки, макарон, хлеба, чая, печенья; нужно все правильно рассчитать, если больше взять - тяжело везти, если не хватит - магазин слишком далеко, за 20 км. Вот и пишут они меню и считают. Задача этого лагеря - выжить, это ведь март, а он у нас суровый -20,-25. Живём мы в землянках, без света, без связи, дрова в лесу, вода в проруби, ребята на улице находятся по 15 часов.

На острове Партизанский во время Великой Отечественной Войны была база двух партизанских отрядов, поэтому вторая задача этого лагеря военно-патриотическая. Важно ребятам рассказать про историю родного края, про войну и её героев, которые жили в этих землянках и совершали подвиги. Мы берём с собой пневматические винтовки и пистолеты, устраиваем соревнования патрулей по стрельбе, обязательны мишени, по которым определяем лучшего стрелка. Обязательно проводим снежный бой, с разработкой стратегии, с совещаниями командиров патрулей. На «Курсе выживания» много мужской работы. На острове нельзя рубить лес, поэтому за дровами идти 2 км и столько же обратно, нужно спилить дерево, распилить его и привезти в лагерь на волокушах. Мы разрешаем брать с собой ножи, нужно щепу настрогать, чтобы костер разжечь, печку растопить, лед обколоть на проруби, да мало ли всяких нужных дел.

Мне очень нравится этот проект ещё и тем, что это хорошая возможность передать ребятам ответственность за их жизнь. За какую бы работу они ни принимались, обязательно проходят инструктаж по технике безопасности и сдают зачёты. Инструктаж под руководством тренера проводят ребята, которые ездили в лагерь дважды и это всё серьёзно и очень по-взрослому.

Выбранный командир, его всегда выбирают сами ребята, в своём патруле обязательно проверяет вечером у своих подчинённых рукавицы и обувь, чтобы положили сушиться, и отвечает за готовность патруля. Эти лагеря у нас тоже тематические: то мы партизанский отряд, то строительная бригада, которая занимается постройкой тира, то поисковая экспедиция, отправленная на поиски погибшей экспедиции Русанова. Обязателен утром подъём флага и вынос знамени. Мне иногда кажется, вот забрали в поход мальчишек, а вернули юношей. Девчонок мы тоже берем, немного конечно, 4-5, как же без них.

Иногда и влюблённости случаются и после лагеря ребята дружат, с удовольствием приходят в центр, в течение учебного года на подростковую группу. Ведь в подростковом возрасте очень важно, чтобы был взрослый рядом, с которым можно поговорить по душам, на разные темы. А команда у меня замечательная, мы все за здоровый образ жизни, живём без спиртного и сигарет. Все эти годы родители доверяют нам своих детей, и всегда мы слышим слова благодарности.

И эти ребята подросли и знакомое место, остров Партизанский, стал маловат. Решили мы организовать «Молодёжную экспедицию» на полуостров Рыбачий, и вот их проведено уже три, для ребят с 13 до 17 лет.

Полуостров Рыбачий, край земли, героическое место, там в 1941-1944 годах 1200 дней стояли защитники насмерть и не пропустили фашистских захватчиков. Это трудный поход, мы живём в палатках, за неделю в августе погода может меняться по несколько раз, от ночных заморозков и проливных дождей, до яркого солнца. У поисковиков мы берем объект, солдатское кладбище, и две бригады уходят на работу, ребята по 2 часа в день работают, нынче поставили 31 столбик под ограду, красили памятники. Третья бригада остаётся в лагере и занимается хозяйственными работами, надо наносить воды из ручья, заготовить дрова для костра, приготовить еду. Готовим еду на костре, причём участники экспедиции готовят сами и с удовольствием, конечно под моим присмотром.

Кроме благоустройства памятных мест есть ещё разные дела: пострелять по мишеням; пособирать грибы и ягоды; сходить на ночную рыбалку в заброшенный городок Озерко (все подростки нынче сталкеры). И все работы и дела только после инструктажа по технике безопасности. Остаётся время посидеть у вечернего костра и попеть песни под гитару.

Прошлым летом стоянка лагеря была рядом с памятным знаком «Лира», на этом месте во время войны стояла землянка, где была написана песня «Прощайте скалистые горы». Видимо рассказы о войне, показанный фильм «Отец солдата»,созданный 50 лет назад, само героическое место, навеяло ребятам идею снять свой фильм о войне. Они сами писали сценарий, решали какие сцены будут снимать, кто какие роли играть, как будут делать спецэффекты. Чудесный получился фильм - это особая гордость ребят и всей тренерской команды.

Из этого проекта родился следующий - «Бесшабашные каникулы», он уже четвёртый, для родителей и детей, где мы на сутки превращаем детей в родителей, а родителей в детей.

Следующий проект Родительский клуб «Солнечный круг». Мы же ещё и обучаем, как работать с подростками, делимся с удовольствием своим опытом. Центр - это ещё и 7 рабочих мест и профессиональная команда.

Вот такая история моего успеха. Успех в том, что я выжила и живу, хожу в походы, с таким же рюкзаком, как у всех, как все, сплю в землянке или в палатке, мне 54 года и я знаю, что дети больше поверят тем, кто может прожить с ними в одинаковых условиях по-честному.

В нашем центре много разных проектов, но те, которые направлены на поддержку семьи и детства, я считаю самыми нужными и важными.