АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«Психологический Центр “Здесь и Теперь”»
ИНСТИТУТ СУПЕРВИЗИИ И ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ
АБЗАЛОВ Руслан Каняфиевич
обучающийся по программе профессиональной переподготовки
«Основы психологического консультирования»
ПРАВО НАЧАТЬ!
ИЗ ИСПОВЕДИ НАЧИНАЮЩЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Дипломная работа
Руководитель дипломной работы:
кандидат психологических наук,
Фридман Елена Вольковна
Работа сдана
« _25_ » ___января_____ 202_0_ г.
_____________________ Е.В.Фридман
(подпись)
Оценка ______________________
« ____ » _____________ 202_0_ г.
______________________ Е.В.Фридман
(подпись)
Москва, 2020
«Психологический Центр “Здесь и Теперь”»
ИНСТИТУТ СУПЕРВИЗИИ И ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ
АБЗАЛОВ Руслан Каняфиевич
обучающийся по программе профессиональной переподготовки
«Основы психологического консультирования»
ПРАВО НАЧАТЬ!
ИЗ ИСПОВЕДИ НАЧИНАЮЩЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Дипломная работа
Руководитель дипломной работы:
кандидат психологических наук,
Фридман Елена Вольковна
Работа сдана
« _25_ » ___января_____ 202_0_ г.
_____________________ Е.В.Фридман
(подпись)
Оценка ______________________
« ____ » _____________ 202_0_ г.
______________________ Е.В.Фридман
(подпись)
Москва, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…........................................3
ГЛАВА 1. Современные представления о психологическом консультировании как одном из направлений психологической практики в отечественной и зарубежной литературе……………..………………….……...5
1.1. Цели, задачи и этапы психологического консультирования……………...5
1.2. Профессиональные свойства личности психолога-консультанта, обеспечивающие эффективность его деятельности…………………..….……12
1.3. Особенности консультативного взаимодействия между психологом-консультантом и клиентом………………….……....……………………...…...13
ГЛАВА 2. Первый опыт психологического консультирования (пример практического кейса из личного опыта автора)…..……………………..…….17
2.1. Первая встреча с клиентом. Мотивы. Представления. Ожидания..……..17
2.2. Опыт первых встреч с клиентом…………………..………...………..…..19
2.3. Психологический анализ первого опыта работы с клиентом..………..…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………… ………………...….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………..…………………….…..26
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…........................................3
ГЛАВА 1. Современные представления о психологическом консультировании как одном из направлений психологической практики в отечественной и зарубежной литературе……………..………………….……...5
1.1. Цели, задачи и этапы психологического консультирования……………...5
1.2. Профессиональные свойства личности психолога-консультанта, обеспечивающие эффективность его деятельности…………………..….……12
1.3. Особенности консультативного взаимодействия между психологом-консультантом и клиентом………………….……....……………………...…...13
ГЛАВА 2. Первый опыт психологического консультирования (пример практического кейса из личного опыта автора)…..……………………..…….17
2.1. Первая встреча с клиентом. Мотивы. Представления. Ожидания..……..17
2.2. Опыт первых встреч с клиентом…………………..………...………..…..19
2.3. Психологический анализ первого опыта работы с клиентом..………..…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………… ………………...….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………..…………………….…..26
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделяющейся из психотерапии. Это профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Это проблемы связанные с развитием и приспособления личности, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями (алкоголизм, наркомания, распад семьи и др.), возрастными кризисами. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворённость работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизнью и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений и т.п.
Немаловажную роль в процессе психологического консультирования играет личность консультанта. Как правильно войти в консультативный контакт, умело его поддерживать и грамотно завершить – это весьма сложные вопросы, с которыми сталкивается консультант в своей работе. Особенно, эти трудности испытывает, начинающий свою профессиональную деятельность психолог-консультант.
Актуальность исследования: Современный этап мирового экономического и социального развития характеризуется существенным влиянием на него: информатизации, компьютеризации и цифровизации. С одной стороны, это приводит к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни людей, а с другой стороны, в условиях стремительно изменяющейся среды, человек всё чаще сталкивается с чувствами непонимания и разобщённости с окружающим миром. Одиночество плотно вошло в жизнь человека, с методичностью поражая всё больше и больше людей. Заразившись им, сложно выбраться из него самостоятельно. И в этом смысле, психологическая помощь будет востребована всегда. Психотерапия скорее будет принадлежать к области глубинных медицинских исследований, а психологическое консультирование - к ежедневной работе по исцелению и адаптации человека к изменяющемуся миру.
Цель исследования: Теоретический и эмпирический анализ представлений о процессе психологического консультирования и начале психологической практики специалиста.
Объект исследования: Первые шаги психолога-консультанта в практической деятельности.
Предмет исследования: Основные условия и факторы, влияющие на формирование стремления оставаться в профессии психолога-консультанта.
Гипотеза: Первый опыт встречи с клиентом является одним из сильных факторов, влияющих на желание продолжить свою профессиональную деятельность психолога-консультанта.
Основные задачи исследования:
1) Изучить теоретический материал по теме исследования;
2) Раскрыть современные представления о целях, задачах и этапах психологического консультирования;
3) Проанализировать современные представления о процессе психологического консультирования в психологической науке;
4) Рассмотреть особенности консультативного взаимодействия;
5) Проанализировать первый практический опыт с точки зрения закономерных процессов психологического консультирования.
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделяющейся из психотерапии. Это профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Это проблемы связанные с развитием и приспособления личности, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями (алкоголизм, наркомания, распад семьи и др.), возрастными кризисами. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворённость работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизнью и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений и т.п.
Немаловажную роль в процессе психологического консультирования играет личность консультанта. Как правильно войти в консультативный контакт, умело его поддерживать и грамотно завершить – это весьма сложные вопросы, с которыми сталкивается консультант в своей работе. Особенно, эти трудности испытывает, начинающий свою профессиональную деятельность психолог-консультант.
Актуальность исследования: Современный этап мирового экономического и социального развития характеризуется существенным влиянием на него: информатизации, компьютеризации и цифровизации. С одной стороны, это приводит к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни людей, а с другой стороны, в условиях стремительно изменяющейся среды, человек всё чаще сталкивается с чувствами непонимания и разобщённости с окружающим миром. Одиночество плотно вошло в жизнь человека, с методичностью поражая всё больше и больше людей. Заразившись им, сложно выбраться из него самостоятельно. И в этом смысле, психологическая помощь будет востребована всегда. Психотерапия скорее будет принадлежать к области глубинных медицинских исследований, а психологическое консультирование - к ежедневной работе по исцелению и адаптации человека к изменяющемуся миру.
Цель исследования: Теоретический и эмпирический анализ представлений о процессе психологического консультирования и начале психологической практики специалиста.
Объект исследования: Первые шаги психолога-консультанта в практической деятельности.
Предмет исследования: Основные условия и факторы, влияющие на формирование стремления оставаться в профессии психолога-консультанта.
Гипотеза: Первый опыт встречи с клиентом является одним из сильных факторов, влияющих на желание продолжить свою профессиональную деятельность психолога-консультанта.
Основные задачи исследования:
1) Изучить теоретический материал по теме исследования;
2) Раскрыть современные представления о целях, задачах и этапах психологического консультирования;
3) Проанализировать современные представления о процессе психологического консультирования в психологической науке;
4) Рассмотреть особенности консультативного взаимодействия;
5) Проанализировать первый практический опыт с точки зрения закономерных процессов психологического консультирования.
ГЛАВА 1. Современные представления о психологическом консультировании как одном из направлений психологической практики в отечественной и зарубежной литературе
1.1. Цели, задачи и этапы психологического консультирования
В современной отечественной и зарубежной литературе по психологии, не малое место уделено психологическому консультированию, как одному из направлений психологической практике. Что же такое психологическое консультирование? Вот как этот описывает Р. Кочюнас: «Некоторая неопределённость данного предмета отражается в разнообразии определений. Так лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: «Психологическое консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений» [3]. Burks H.M., Steffire B. (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: «Консультирование – это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нём участвуют более двух человек. Цель такого консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера»» [11]. К. Роджерс считает, что такого рода «консультирование» является «лечебной беседой» имеющие целительный эффект. Цель подобных бесед – вызвать конструктивные изменения психических установок клиента [2]. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений психологической помощи [4].
Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:
1. Психологическое консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Психологическое консультирование помогает обучаться новому поведению.
3. Психологическое консультирование способствует развитию личности.
4. В психологическом консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признаётся, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, психолог-консультант создаёт условия, которые поощряют волевое поведения клиента.
5.Сердцевиной психологического консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированный терапии [3].
Ещё одним важным аспектом является вопрос о соотношении и разграничении психологического консультирования и психотерапии. Распределение этих двух сфер психологической помощи – сложная задача, поскольку в немалом числе случаев профессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. По этому поводу существуют разнообразные точки зрения. В частности утверждается, что психотерапия представляет собой глубокую долговременную работу с клиентом, нацеленную на изменения в структуре личности, а психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным и направлено на достижение им его жизненных актуальных целей. Так Bramer L.M., Shostrom E.L. прибегают к представлению о двух полюсах континуума. На одном полюсе работа профессионала затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Здесь расположена область консультирования. На другом полюсе – большое стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Здесь расположена область психотерапии [10]. По мнению К. Роджерса, термины «консультирование» и «психотерапия» взаимозаменяемые. Он пишет: «Раньше было принято называть «консультированием» единичные и поверхностные контакты с клиентом; более интенсивные и продолжительные контакты, направленные на глубокую реорганизацию личности, обозначались термином «психотерапия». Несмотря на то, что, может быть, и существуют какие-то причины для такой дифференциации, ясно, что интенсивное и успешное консультирование ничем не отличается от интенсивной и успешной психотерапии» [2]. В России в отличие от психологического консультирования, психотерапия рассчитана обычно на помощь людям с психологическими расстройствами. Соответственно лицо, не имеющее высшего медицинского образования, не имеет юридического права заниматься психотерапией. В некоторых западных странах клинические психологи имеют право заниматься психотерапией наряду с врачами [7]. Таким образом, исходя из разных точек зрения по сути вопроса, очень сложно провести чёткую грань между психологическим консультированием и психотерапией и граница между ними является условной.
1.1.1. Цели и задачи психологического консультирования
Современное психологическое консультирование осуществляется на основе различных теоретических подходов. В связи с этим цели и задачи различными авторами определяться по-разному, в зависимости от потребностей клиента и подхода, в рамках которого предпочитает работать психолог-консультант. Цели первого и второго, в конечном счёте, соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его ведущей теоретической ориентации или его личной теории консультирования, а каждый клиент - свои индивидуальные цели, которые привели его к специалисту. Перед тем как ознакомиться с многообразием целей психологического консультирования, рассмотрим несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ. Так George R.L., Cristiane T.S., предлагают следующее:
1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворённость жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором
происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление
эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения
Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает
трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, следует улучшить качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений [12]. Blocher D.H., указывает на необходимость повышение потенциала личности и к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать своё окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением [9]. По мнению Дж. Бьюдженталя, цель психотерапии – помочь клиенту почувствовать себя чем-то большим и способным на большее в своей жизни, и таким образом, имеющим выбор там, где ранее он переживал вынужденность [1].
Несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы всё-таки значительно расходиться в их понимании.
В классическом психоанализе, целью консультанта по отношению к клиенту может быть устранение конфликта между «сознательным» и «бессознательным». Конфликт образуется вытеснением (под влиянием моральных норм, правил, запретов, требований) первичных, биологических потребностей и влечений, прежде всего сексуальных и агрессивных. Р. Кочюнас говорит о необходимости помочь клиенту воспроизвести ранний опыт, проанализировать вытесненные конфликты, реконструировать базисную личность [3]. Основная цель в бихевиоральном консультировании – научить клиента новым, более адаптивным видам поведения. В рационально-эмотивном поведенческом психологическом консультировании основные цели рассматриваться скорее как выбор или предпочтение, чем как нужды и потребности. Позиция А. Эллиса – устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход [3]. Главной целью когнетивно-бихевиорального консультирования является приведение в действие системы проверки реальности клиента посредством выявления автоматических мыслей, проверки их истинности и их опровержения и исправления. Аарон Т. Бек утверждает, что человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире. Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким [16]. Главной целью личностно-центрированного консультирования является движение к зрелой личности, способной полноценно функционировать. Конечная цель по Р. Роджерсу - это стать самим собой, что в свою очередь означает актуализировать свою человеческую сущность, своё Я (самоактуализация). В ходе терапии, центрированной на клиенте происходит становление человеческого Я, увеличивается конгруэнтность личности [2]. Если проанализировать все представленные цели психологического консультирования, то можно обнаружить неразрывность процессов, где с одной стороны – общие, глобальные, перспективные цели, а с другой – специфические, конкретные, краткосрочные цели. Они не обязательно находятся в противоречии – просто в школах ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, больше значение придаётся конкретным целям. Кроме того в процессе консультирования очень часто происходит переформулировка целей. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Клиент, как правило, имеет только самое общее представление о том, что такое психологическое консультирование и что можно ожидать от консультанта. В этой ситуации психолог-консультант должен помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.
1.1.2. Этапы психологического консультирования
Поверхностный взгляд на всю разнообразную палитру школ и течений в психологическом консультировании оставляет ощущение пестроты и разнообразия. Более глубокий подход позволяет увидеть, что на уровне принципов работы психологов-консультантов в различных подходах очень много сходного. Поэтому рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической, разработанную в 1989 году Gilliland B.E., James R.K., Bowman J.T. Это системная модель, отражает универсальные черты психологического консультирования любой ориентации.
1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия (необходимо внимательно выслушать клиента, проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию).
2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремиться точно, охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения.
3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, однако не предлагает своих решений. Следует найти такие альтернативы, которые клиент мог бы использовать непосредственно.
4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться.
5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учётом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей.
6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты [13].
Это модель, отражающая этапы психологического консультирования, помогает лишь лучше понять, как оно происходит. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. В конечном счёте, важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта.
1.2. Профессиональные свойства личности психолога-консультанта, обеспечивающие эффективность его деятельности
Свойства личности психолога-консультанта характеризуются и описываются многими практическими консультантами, однако, однозначного ответа, способствующего эффективной работе консультанта, в психологической науке нет. В основном авторы пытаются описать качества личности идеального и наиболее эффективного консультанта. Очень часто при описании преуспевающего консультанта употребляют бытовые понятия: «открытый», «тёплый», «внимательный», «искренний», «гибкий», «терпимый». Некоторые исследователи пришли к заключению, что отличия эффективности консультаций обусловлены, скорее, соотношением между личностью консультанта и применяемым методом. К. Роджерс выделяет три личностные установки консультанта: конгруэнтность, эмпатия и безусловное позитивное принятие [8]. S. Freud на вопрос о критериях личности психотерапевта отвечал, что психоаналитику необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента [3]. M. Buber отметил следующие свойства: интерес к людям в силу их бытия, чувствительность к установкам и поведению других людей, эмоциональная стабильность и объективность, способность вызывать доверие других людей, уважение прав других людей [17]. Дж. Бьюдженталь говорил о том, что психолог-консультант должен развивать свою способность к интуиции, чтобы почувствовать, «где находится» сейчас клиент и что возможно и необходимо делать в каждый конкретный момент работы [1]. L.R. Wolberg акцентирует такие способности: чуткость, объективность (не отождествление себя с клиентом), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьёзных проблем [18]. По мнению A. Storr (1980), идеальным консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; тёплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, однако имеющий своё мнение и способный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам [19]. Р. Мэй отмечает умение привлекать людей к себе, умение чувствовать себя свободно в любом обществе, способность к эмпатии, и прочие внешние атрибуты обаяния [6].
Рассмотрев разные источники литературы, и проанализировав свойства личности психолога-консультанта, можно сделать некоторые выводы:
1. Никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врождённые, а развиваются в течение жизни.
2. Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками.
3. Эффективный консультант – это, прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации.
4. Психолог-консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Прежде всего, важно не забывать, что любой консультант независимо от профессиональной подготовки не всемогущ.
1.3. Особенности консультативного взаимодействия между психологом-консультантом и клиентом
Особенности взаимоотношений между консультантом и клиентом раскрывается в определении роли консультанта в процессе психологического
взаимодействия и в умении создать способствующий развитию клиента терапевтический климат. Различные теоретические направления психологического консультирования выдвигают свои требования к консультанту и к его профессиональной роли в процессе консультативного
взаимодействия. На основании множества теоретических исследований в данной области были выделены следующие профессиональные роли консультанта: родитель, учитель, сестра/брат, эксперт, гид, спутник. Выбор определённой роли зависит от теоретической направленности консультанта, его квалификации, личностных черт. При этом наиболее эффективной, является роль принимающего родителя. Эта роль находит отражение в метафоре спутника, сопровождающего клиента в его внутреннем путешествии. Данная роль принципиально отличается от роли эксперта или доктора, предписывающего средство исцеления, либо мудреца, которому ведомы все ответы и который способен подвести клиента к нужному решению в должный момент или, по крайней мере, указать ему причины его болезни и его проблем. При этом главным лицом, ответственным за изменения в процессе консультирования, является сам клиент.
Терапевтический климат включает в себя несколько эмоционально значимых компонентов. Из физических составляющих – оборудование места консультирования, расположение консультанта и клиента в пространстве (дистанция, манера сидеть и т.п.), структурирование выделенного для консультирования времени. К эмоциональным компонентам терапевтического климата относят создание атмосферы обоюдного доверия, искренность психолога-консультанта, его способность к эмпатии и безусловному уважению клиента. Так К. Роджерс называет четыре свойства, характеризующих наиболее благоприятную атмосферу консультирования:
- теплота и отзывчивость со стороны консультанта, которые делают возможным установление раппорта (специфического контакта);
- предоставление достаточной свободы клиенту для выражения чувств;
- умение консультантом придерживаться чётко установленных временных рамок;
- свобода от любого давления или принуждения [2].
Р. Нельсон-Джоунс считает, что консультант должен постараться «подружиться» с клиентом. Большинство клиентов, которые обращаются к консультантам, одиноки. Консультанты должны быть внимательными и неравнодушными людьми, только тогда клиенты смогут устанавливать с ними личный контакт и ощущать с их стороны поддержку. Неравнодушие подразумевает честное выполнение правил, касающихся длительности сессий и контактов в периодах между сессиями. Консультант должен быть терпеливым, а также способным к состраданию и принятию. Кроме того, хорошо, если и консультанты, и клиенты, совместно работая, используют юмор [4]. По мнению Дж. Бьюдженталя, если психотерапевт (консультант) хочет быть достаточно чувствительным к попыткам клиента достичь присутствия на уровне критических обстоятельств, он должен привнести в работу собственную субъективность. Таким образом, собственное присутствие психотерапевта необходимо для постоянного поддержания эффективного психотерапевтического альянса [1]. G. Egan обозначил пять подлинных условий физического пребывания вместе (консультанта и клиента):
1. Быть с клиентом с глазу на глаз.
2. Быть в открытой позе. Скрещённые руки и ноги обычно интерпретируются как оборонительная, безучастная и отступательная поза.
3. Время от времени наклоняться к клиенту. Таким образом, консультант выражает свою вовлеченность и участие в контакте.
4. Поддерживать контакт глаз с клиентом, чтобы подчеркнуть внимание и заинтересованность, но контакт не должен быть непрерывным.
5. Быть расслабленным [20].
Р. Мэй, в своих исследованиях, большое внимание в этом вопросе уделяет эмпатии. Он пишет: «Эмпатия – ключ к процессу консультирования. Именно в этом глубоком и несколько загадочном процессе возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми»[6].
Существует огромное количество моделей, охватывающих процесс психологического консультирования, но ни одна из теоретических ориентаций или школ не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. В процессе консультирования важны не столько схемы, сколько профессиональные и человеческие компетенции психолога-консультанта. Каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо. Тем не менее, общее представление и понимание хода консультирования необходимо для профессионального психолога.
1.1. Цели, задачи и этапы психологического консультирования
В современной отечественной и зарубежной литературе по психологии, не малое место уделено психологическому консультированию, как одному из направлений психологической практике. Что же такое психологическое консультирование? Вот как этот описывает Р. Кочюнас: «Некоторая неопределённость данного предмета отражается в разнообразии определений. Так лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: «Психологическое консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений» [3]. Burks H.M., Steffire B. (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: «Консультирование – это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нём участвуют более двух человек. Цель такого консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера»» [11]. К. Роджерс считает, что такого рода «консультирование» является «лечебной беседой» имеющие целительный эффект. Цель подобных бесед – вызвать конструктивные изменения психических установок клиента [2]. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений психологической помощи [4].
Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:
1. Психологическое консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Психологическое консультирование помогает обучаться новому поведению.
3. Психологическое консультирование способствует развитию личности.
4. В психологическом консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признаётся, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, психолог-консультант создаёт условия, которые поощряют волевое поведения клиента.
5.Сердцевиной психологического консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированный терапии [3].
Ещё одним важным аспектом является вопрос о соотношении и разграничении психологического консультирования и психотерапии. Распределение этих двух сфер психологической помощи – сложная задача, поскольку в немалом числе случаев профессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. По этому поводу существуют разнообразные точки зрения. В частности утверждается, что психотерапия представляет собой глубокую долговременную работу с клиентом, нацеленную на изменения в структуре личности, а психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным и направлено на достижение им его жизненных актуальных целей. Так Bramer L.M., Shostrom E.L. прибегают к представлению о двух полюсах континуума. На одном полюсе работа профессионала затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Здесь расположена область консультирования. На другом полюсе – большое стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Здесь расположена область психотерапии [10]. По мнению К. Роджерса, термины «консультирование» и «психотерапия» взаимозаменяемые. Он пишет: «Раньше было принято называть «консультированием» единичные и поверхностные контакты с клиентом; более интенсивные и продолжительные контакты, направленные на глубокую реорганизацию личности, обозначались термином «психотерапия». Несмотря на то, что, может быть, и существуют какие-то причины для такой дифференциации, ясно, что интенсивное и успешное консультирование ничем не отличается от интенсивной и успешной психотерапии» [2]. В России в отличие от психологического консультирования, психотерапия рассчитана обычно на помощь людям с психологическими расстройствами. Соответственно лицо, не имеющее высшего медицинского образования, не имеет юридического права заниматься психотерапией. В некоторых западных странах клинические психологи имеют право заниматься психотерапией наряду с врачами [7]. Таким образом, исходя из разных точек зрения по сути вопроса, очень сложно провести чёткую грань между психологическим консультированием и психотерапией и граница между ними является условной.
1.1.1. Цели и задачи психологического консультирования
Современное психологическое консультирование осуществляется на основе различных теоретических подходов. В связи с этим цели и задачи различными авторами определяться по-разному, в зависимости от потребностей клиента и подхода, в рамках которого предпочитает работать психолог-консультант. Цели первого и второго, в конечном счёте, соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его ведущей теоретической ориентации или его личной теории консультирования, а каждый клиент - свои индивидуальные цели, которые привели его к специалисту. Перед тем как ознакомиться с многообразием целей психологического консультирования, рассмотрим несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ. Так George R.L., Cristiane T.S., предлагают следующее:
1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворённость жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором
происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление
эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения
Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает
трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, следует улучшить качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений [12]. Blocher D.H., указывает на необходимость повышение потенциала личности и к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать своё окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением [9]. По мнению Дж. Бьюдженталя, цель психотерапии – помочь клиенту почувствовать себя чем-то большим и способным на большее в своей жизни, и таким образом, имеющим выбор там, где ранее он переживал вынужденность [1].
Несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы всё-таки значительно расходиться в их понимании.
В классическом психоанализе, целью консультанта по отношению к клиенту может быть устранение конфликта между «сознательным» и «бессознательным». Конфликт образуется вытеснением (под влиянием моральных норм, правил, запретов, требований) первичных, биологических потребностей и влечений, прежде всего сексуальных и агрессивных. Р. Кочюнас говорит о необходимости помочь клиенту воспроизвести ранний опыт, проанализировать вытесненные конфликты, реконструировать базисную личность [3]. Основная цель в бихевиоральном консультировании – научить клиента новым, более адаптивным видам поведения. В рационально-эмотивном поведенческом психологическом консультировании основные цели рассматриваться скорее как выбор или предпочтение, чем как нужды и потребности. Позиция А. Эллиса – устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход [3]. Главной целью когнетивно-бихевиорального консультирования является приведение в действие системы проверки реальности клиента посредством выявления автоматических мыслей, проверки их истинности и их опровержения и исправления. Аарон Т. Бек утверждает, что человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире. Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким [16]. Главной целью личностно-центрированного консультирования является движение к зрелой личности, способной полноценно функционировать. Конечная цель по Р. Роджерсу - это стать самим собой, что в свою очередь означает актуализировать свою человеческую сущность, своё Я (самоактуализация). В ходе терапии, центрированной на клиенте происходит становление человеческого Я, увеличивается конгруэнтность личности [2]. Если проанализировать все представленные цели психологического консультирования, то можно обнаружить неразрывность процессов, где с одной стороны – общие, глобальные, перспективные цели, а с другой – специфические, конкретные, краткосрочные цели. Они не обязательно находятся в противоречии – просто в школах ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, больше значение придаётся конкретным целям. Кроме того в процессе консультирования очень часто происходит переформулировка целей. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Клиент, как правило, имеет только самое общее представление о том, что такое психологическое консультирование и что можно ожидать от консультанта. В этой ситуации психолог-консультант должен помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.
1.1.2. Этапы психологического консультирования
Поверхностный взгляд на всю разнообразную палитру школ и течений в психологическом консультировании оставляет ощущение пестроты и разнообразия. Более глубокий подход позволяет увидеть, что на уровне принципов работы психологов-консультантов в различных подходах очень много сходного. Поэтому рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической, разработанную в 1989 году Gilliland B.E., James R.K., Bowman J.T. Это системная модель, отражает универсальные черты психологического консультирования любой ориентации.
1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия (необходимо внимательно выслушать клиента, проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию).
2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремиться точно, охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения.
3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, однако не предлагает своих решений. Следует найти такие альтернативы, которые клиент мог бы использовать непосредственно.
4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться.
5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учётом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей.
6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты [13].
Это модель, отражающая этапы психологического консультирования, помогает лишь лучше понять, как оно происходит. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. В конечном счёте, важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта.
1.2. Профессиональные свойства личности психолога-консультанта, обеспечивающие эффективность его деятельности
Свойства личности психолога-консультанта характеризуются и описываются многими практическими консультантами, однако, однозначного ответа, способствующего эффективной работе консультанта, в психологической науке нет. В основном авторы пытаются описать качества личности идеального и наиболее эффективного консультанта. Очень часто при описании преуспевающего консультанта употребляют бытовые понятия: «открытый», «тёплый», «внимательный», «искренний», «гибкий», «терпимый». Некоторые исследователи пришли к заключению, что отличия эффективности консультаций обусловлены, скорее, соотношением между личностью консультанта и применяемым методом. К. Роджерс выделяет три личностные установки консультанта: конгруэнтность, эмпатия и безусловное позитивное принятие [8]. S. Freud на вопрос о критериях личности психотерапевта отвечал, что психоаналитику необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента [3]. M. Buber отметил следующие свойства: интерес к людям в силу их бытия, чувствительность к установкам и поведению других людей, эмоциональная стабильность и объективность, способность вызывать доверие других людей, уважение прав других людей [17]. Дж. Бьюдженталь говорил о том, что психолог-консультант должен развивать свою способность к интуиции, чтобы почувствовать, «где находится» сейчас клиент и что возможно и необходимо делать в каждый конкретный момент работы [1]. L.R. Wolberg акцентирует такие способности: чуткость, объективность (не отождествление себя с клиентом), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьёзных проблем [18]. По мнению A. Storr (1980), идеальным консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; тёплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, однако имеющий своё мнение и способный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам [19]. Р. Мэй отмечает умение привлекать людей к себе, умение чувствовать себя свободно в любом обществе, способность к эмпатии, и прочие внешние атрибуты обаяния [6].
Рассмотрев разные источники литературы, и проанализировав свойства личности психолога-консультанта, можно сделать некоторые выводы:
1. Никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врождённые, а развиваются в течение жизни.
2. Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками.
3. Эффективный консультант – это, прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации.
4. Психолог-консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Прежде всего, важно не забывать, что любой консультант независимо от профессиональной подготовки не всемогущ.
1.3. Особенности консультативного взаимодействия между психологом-консультантом и клиентом
Особенности взаимоотношений между консультантом и клиентом раскрывается в определении роли консультанта в процессе психологического
взаимодействия и в умении создать способствующий развитию клиента терапевтический климат. Различные теоретические направления психологического консультирования выдвигают свои требования к консультанту и к его профессиональной роли в процессе консультативного
взаимодействия. На основании множества теоретических исследований в данной области были выделены следующие профессиональные роли консультанта: родитель, учитель, сестра/брат, эксперт, гид, спутник. Выбор определённой роли зависит от теоретической направленности консультанта, его квалификации, личностных черт. При этом наиболее эффективной, является роль принимающего родителя. Эта роль находит отражение в метафоре спутника, сопровождающего клиента в его внутреннем путешествии. Данная роль принципиально отличается от роли эксперта или доктора, предписывающего средство исцеления, либо мудреца, которому ведомы все ответы и который способен подвести клиента к нужному решению в должный момент или, по крайней мере, указать ему причины его болезни и его проблем. При этом главным лицом, ответственным за изменения в процессе консультирования, является сам клиент.
Терапевтический климат включает в себя несколько эмоционально значимых компонентов. Из физических составляющих – оборудование места консультирования, расположение консультанта и клиента в пространстве (дистанция, манера сидеть и т.п.), структурирование выделенного для консультирования времени. К эмоциональным компонентам терапевтического климата относят создание атмосферы обоюдного доверия, искренность психолога-консультанта, его способность к эмпатии и безусловному уважению клиента. Так К. Роджерс называет четыре свойства, характеризующих наиболее благоприятную атмосферу консультирования:
- теплота и отзывчивость со стороны консультанта, которые делают возможным установление раппорта (специфического контакта);
- предоставление достаточной свободы клиенту для выражения чувств;
- умение консультантом придерживаться чётко установленных временных рамок;
- свобода от любого давления или принуждения [2].
Р. Нельсон-Джоунс считает, что консультант должен постараться «подружиться» с клиентом. Большинство клиентов, которые обращаются к консультантам, одиноки. Консультанты должны быть внимательными и неравнодушными людьми, только тогда клиенты смогут устанавливать с ними личный контакт и ощущать с их стороны поддержку. Неравнодушие подразумевает честное выполнение правил, касающихся длительности сессий и контактов в периодах между сессиями. Консультант должен быть терпеливым, а также способным к состраданию и принятию. Кроме того, хорошо, если и консультанты, и клиенты, совместно работая, используют юмор [4]. По мнению Дж. Бьюдженталя, если психотерапевт (консультант) хочет быть достаточно чувствительным к попыткам клиента достичь присутствия на уровне критических обстоятельств, он должен привнести в работу собственную субъективность. Таким образом, собственное присутствие психотерапевта необходимо для постоянного поддержания эффективного психотерапевтического альянса [1]. G. Egan обозначил пять подлинных условий физического пребывания вместе (консультанта и клиента):
1. Быть с клиентом с глазу на глаз.
2. Быть в открытой позе. Скрещённые руки и ноги обычно интерпретируются как оборонительная, безучастная и отступательная поза.
3. Время от времени наклоняться к клиенту. Таким образом, консультант выражает свою вовлеченность и участие в контакте.
4. Поддерживать контакт глаз с клиентом, чтобы подчеркнуть внимание и заинтересованность, но контакт не должен быть непрерывным.
5. Быть расслабленным [20].
Р. Мэй, в своих исследованиях, большое внимание в этом вопросе уделяет эмпатии. Он пишет: «Эмпатия – ключ к процессу консультирования. Именно в этом глубоком и несколько загадочном процессе возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми»[6].
Существует огромное количество моделей, охватывающих процесс психологического консультирования, но ни одна из теоретических ориентаций или школ не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. В процессе консультирования важны не столько схемы, сколько профессиональные и человеческие компетенции психолога-консультанта. Каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо. Тем не менее, общее представление и понимание хода консультирования необходимо для профессионального психолога.