Как с помощью сказкотерапии развивать творческие и созидательные способности в детях
«Жизнь заставляет нас всё время создавать что-то новое, вступать на ничейную землю, входить в лес, где нет проторенных тропинок, откуда до сих пор никто не возвращался, а значит некому стать нашим проводником.» Ролло Мэй.
Бесспорно, арт-терапевтический подход в работе с детьми дает множество преимуществ, однако не решает таких важных проблем, как конфликты между детьми, искажение ценностно–мотивационных представлений, недостаточное понимание своих ресурсов и индивидуальный образ самоактуализации ребенка. Приобщение к созидательным образам волшебного мира, сокровенной мудрости поколений, сконцентрированной в сказках, баснях, притчах позволяет решить очень важные задачи в работе педагога-психолога. Автор – опытный детский психолог - делится своими исследованиями и размышлениями на эту тему.
Созидатель и Разрушитель
Известно, что внутреннее путешествие ребёнка в сказочный мир, приобретаемое им волшебное ощущение всемогущества вдохновляет его на фантазии о самых небывалых возможностях и помогает воплощать самые заветные мечты.
В иносказательной форме злого и доброго волшебства раскрываются индивидуальные творческие созидательные возможности ребенка, а также то, что оказывает на его развитие самое деструктивное воздействие, какие средства защиты и противодействия он при этом применяет.
И, наверное, самое главная возможность сказкотерапии заключается в том, что мы можем не только регистрировать отдельные негативные симптомы поведения (агрессию, тревожность, застенчивость и т. д.), но и найти причины нарушения внутренней гармонии, а также понять, как можно укрепить и развить проблемную зону ребёнка.
Всю работу в данном подходе можно привести к одному общему знаменателю — достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек и в сказке, и в жизни, выступает как Созидатель, а дисгармоничный — как Разрушитель. Таким образом, метафорически предмет сказкотерапии можно определить, с моей точки зрения, как внутреннюю победу Созидателя над Разрушителем.
Шкала «Разрушитель — Созидатель» становится в моей работе основной внутренней диагностической шкалой. Как ведет себя человек, что он чувствует, о чем он размышляет — все это можно проанализировать с точки зрения критерия «разрушение — созидание». Внешний разрушитель причиняет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний созидатель «очищает» мысли, дисциплинирует чувства, заботится о своем здоровье.
Важно отметить, что идея «разрушения — созидания» является одной из главных философских и психологических идей. Достаточно вспомнить учение о мортидо и либидо.
Основной принцип работы — вырастить Внутреннего Созидателя и взять под его контроль Разрушителя. Поэтому я, как детский психолог, присоединяюсь к призыву ведущих сказкотерапевтов России: «Не реагируйте на симптом! Растите личность! Передавайте знания о жизни Созидателя!»
Как же вырастить Созидателя, например, в гиперактивном и агрессивном ребенке, который вызывает разрушительные ответные чувства? Ответ прост и труден одновременно: «Наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой самому или предлагать сочинить сказку про себя».
Расколдуйте меня!
В русле сказкотерапевтического подхода мною проведено графическое проективное тестирование всех детей подготовительной группы. Я предлагала детям нарисовать и сочинить сказку по модифицированной методике Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Д. Кудзилова. Вначале они получили следующее задание: «Нарисуйте, во что бы вас мог заколдовать злой волшебник. Изобразите фигуру злого волшебника и самого себя в заколдованном виде. Сочините историю, как бы это могло случиться».
Следующий этап формулировался так: «На обратной стороне альбомного листа изобразите и сочините историю про то, как бы вы могли расколдоваться, кто или что помог бы вам это сделать и какие новые способности и умения вы в результате этого смогли бы приобрести».
Таким образом, Волшебники (Добрые) выступают в качестве Со зидателей, а колдуны — в качестве Разрушителей. По отношению к сказочному герою Волшебник выступает в роли помощника, защитника, существа, стимулирующего у героя проявление лучших сторон души, открывающего чудесные возможности и способности. Колдун (или злой волшебник) выступает по отношению к герою в качестве манипулятора, гонителя, существа, ограничивающего его свободу, самоактуализацию, навязывающего свою волю.
Если мы перенесем метафору волшебства и колдовства во внутренний мир человека, то окажется, что:
волшебство связано с системой жизненных ценностей Созидания, само актуализацией, идеальным образом «Я»;
колдовство связано с проявлением теневых сторон человека, уязвленных аспектов его личности, деструктивными психологическими защитами, склонностью к разрушительному манипулированию.
Подвергаясь влиянию неблагоприятных факторов внешней среды, деструктивному манипулированию со стороны окружающих, человек как бы заколдовывается. При этом повышается уровень тревожности, появляется агрессивность, суетливость, дисгармоничность. Такое может произойти и с ребенком, и со взрослым. Образно говоря, человек временно «заколдован» и требует «расколдовывания». Следуя этой логике, важно установить, во что именно он «заколдован».
Как это работает
В индивидуальной беседе с ребёнком я задавала уточняющие вопросы:
- Расскажи об образе колдуна. Какой он? Какими качествами обладает? Мужчина или женщина? Как всё происходило? Что он говорил?
При этом проясняю фигуру, оказывающую деструктивное влияние, и в чём конкретно оно проявляется.
Рассказ девочки, 6 лет:
«Это Баба-Яга. Она одевается красиво и претворяется не злой. Превратила меня в злую помощницу - заставляет меня готовить обед, убираться, стирать, шить, мыть посуду».
Комментарий: До этого разговора, отец девочки на консультации рассказывал, что в семье стараются приучить дочь к разным видам домашнего труда. Беседа с воспитателями подтверждала, что родители часто переоценивают потенциальные возможности своего ребёнка, давая ей пока ещё непосильные задания.
Рассказ мальчика:
«Ночью я спал, пришло приведение. Это приведение стало меня пугать и заколдовало меня тоже в приведение. Ему не нравится, что люди дружат, все хорошие. Его другое приведение заколдовало просто так. Я останусь приведением, чтобы папу пугать. Расколдовываться не хочу».
Комментарий: На индивидуальной консультации с мамой сюжет рисунка связывается с поведением отца, который в нетрезвом виде устраивает дома скандалы.
И девочка, и мальчик ведут себя в группе агрессивно, часто небрежны в отношениях с другими детьми, в резкой форме отстаивают свои права и при этом не учитывают интересы товарищей. Они уже присвоили себе модели повеления родителей, которые иногда мешают их развитию и общению.
Занятия с ними дальше будут строиться мной на знакомстве с героями сильными, смелыми и умеющими заботиться о своих близких и подчинённых, проигрывание таких ситуаций, где добрые и созидающие персонажи спасают и помогают более слабым. А те, кто разрушает и вредит окружающим, остаются в одиночестве и проигрывают. В работе хорошо помогут беседы про такие качества, как мягкость, бережность, деликатность (так же с помощью рисунков на эти темы и телесно-ориентированных упражнений).
При создании достаточного уровня созидательных ресурсов и стратегий эффективного поведения можно попросить ребёнка придумать сказку, где злой колдун превращается в доброго. Главная смысловая проблема в таких сюжетах - насилие как способ решения проблемных задач, где зло сильнее добра.
Что делает заколдованный персонаж? О чём думает? Чего желает? Что нужно сделать, что бы его расколдовать? Здесь мы получаем информацию на отношение к давлению со стороны окружающей среды. Способы совладения и перенесения неблагоприятных обстоятельств. А так же источники, откуда автор черпает ресурсы терпения, способности противостояния неблагоприятным воздействиям. Каким он станет, когда расколдуется? Какими качествами он станет обладать?
Рассказывает мальчик:
«Злой, неживой дом. Этот дом весь разбитый, со страшной трубой. У него нет окон. Он хотел превратить меня в робота…».
В следующем рисунке ребёнок нарисовал злого робота, который превращает всё живое в неживое:
«Злой робот-скелет пугает всех людей, стреляет в них и люди боятся его. Он просто так заколдовывает всех».
Комментарий: Из бесед с воспитателями выяснилось, что отец мальчика часто бывает с ним груб, резок, кричит на него, формально требует от него идеальной аккуратности.
Этот ребёнок отличался в общении большой замкнутостью, совершенной невключённостью в окружающую ситуацию (все дети раздеваются спать, а он одевается на улицу), витанием в своих фантазиях, игнорированием окружающего мира. Теперь стало понятно, что его отсоединённость - способ защиты, вытеснение и игнорирование жестокого обращения.
После этого проводилась индивидуальная работа с ребёнком: мы рассматривали с ним интересные книги и сюжеты с любимыми машинами и насекомыми, сочиняли про мальчика и его любимых персонажей приключенческие истории. Говорили про внутренних помощников: руки, ноги, сердце, которые работают и заботятся о своём хозяине, о том, как они помогают, что внутренние органы делают для того, чтобы он был живым, сильным и ловким. Разыгрывались сюжеты, где в ситуациях угрозы и неопределённости главный герой находил успешный выход. Делали телесно-ориентированные упражнения для укрепления силы и ловкости, поддерживали и награждали его удачи, стойкость и находчивость в трудных ситуациях.
В следующий раз ребёнок вместо доброго волшебства опять повторил данный сюжет про злого скелета. Но на этот раз его главный герой «сможет расколдоваться сам, когда у него появится сердце и кожа».
Определение ближайшей зоны развития
В созданной концепции самоактуализации А. Маслоу предполагает, что высшая ступень в иерархии потребностей человека - это потребность личного совершенствования, полное использование собственных талантов, возможностей, способностей. При этом возможности, таланты, способности человека становятся инструментами для достижения образа цели, развиваясь наиболее динамичным образом при прояснении этой цели.
Но можно ли самоактуализироваться без наличия образа цели? Ради чего использовать свои таланты и возможности? Нередко это становится проблемой у взрослых и детей.
Работая с выявлением образа цели, я использую различные методики, которые при определённых позитивных сторонах, имели ряд ограничительных моментов. Так, задание нарисовать образ «Я в будущем» выполнялось в основном изображением предполагаемой профессии.
Задание «Изобрази плохого и хорошего ребёнка» в конечном счёте проясняло ценностные представления значимых взрослых: «Хороший ребёнок всё кушает», «Хороший ребёнок убирает за собой игрушки».
Более непосредственно дети выражали свои представления о желаемом состоянии, изображая «Счастливое животное»: «С ним все дружат», «Его никто не обзывает», которое, тем не менее, затруднительно было связать с высшими потребностями в саморазвитии и созидании.
Знакомясь с социальными ограничениями и предписаниями, ребёнок часто приходит к непродуктивному решению, что то, чего он больше всего желает, просто неосуществимо. С этой мыслью он вырастает, и с каждым прожитым годом всё больше обрастает многочисленными предрассудками и страхами, теряется ощущение собственного желаемого образа осуществления.
Предлагая детям нарисовать «В кого вас может превратить добрый волшебник» мы способствуем развитию волшебного мироощущения, когда возможно воплощение самых невероятных замыслов. При обсуждении рисунка, мы ассимилируем полученный из личного бессознательного материал в реальные осознаваемые потребности и желаемые качества. По отношению к сказочному герою Волшебник выступает в роли помощника, защитника, существа, стимулирующего у героя проявление лучших сторон души, открывающего чудесные возможности и способности.
Если мы перенесем метафору волшебства во внутренний мир человека, то окажется, что волшебство связано с системой жизненных ценностей Созидания, самоактуализацией, идеальным образом «Я».
А. Маслоу, как известно, определял мотивацию как иерархию потребностей:
В выполненных работах детей важно, как мне кажется, выделить те потребности, которые заявлены как наиболее актуальные для ближайшей зоны развития.
В качестве иллюстрации приведу следующий диалог с ребёнком:
- Я нарисовал, как встретился с добрым волшебником и сказал, что хочу всё знать. И он меня превратил в профессора.
- А как это тебе может пригодиться в реальной жизни?
- Я буду умным, и если кто-нибудь будет меня спрашивать о чём-то, я смогу ему подсказать и помочь.
Дальнейшая сопровождающая согласованная работа специалистов и воспитателей у нас была выстроена с целью реализации потребности познания и компетентности. Ребёнок готовил сообщения на занятиях. Играл роль «Знайки» в ролевой драматизации. К нему обращались по поводу того, в какой книге можно найти информацию по интересующему вопросу.
Таким образом, используя диагностику через рисунок в сказкотерапии, мы решаем помимо диагностики актуального состоянии ребенка, еще и задачи развития творческого воображения и позитивного мышления, моделирования нужного состояния преодоления трудностей и выявления ближайшей зоны развития ребенка при наличии соответствующих обстоятельств.
«Жизнь заставляет нас всё время создавать что-то новое, вступать на ничейную землю, входить в лес, где нет проторенных тропинок, откуда до сих пор никто не возвращался, а значит некому стать нашим проводником.» Ролло Мэй.
Бесспорно, арт-терапевтический подход в работе с детьми дает множество преимуществ, однако не решает таких важных проблем, как конфликты между детьми, искажение ценностно–мотивационных представлений, недостаточное понимание своих ресурсов и индивидуальный образ самоактуализации ребенка. Приобщение к созидательным образам волшебного мира, сокровенной мудрости поколений, сконцентрированной в сказках, баснях, притчах позволяет решить очень важные задачи в работе педагога-психолога. Автор – опытный детский психолог - делится своими исследованиями и размышлениями на эту тему.
Созидатель и Разрушитель
Известно, что внутреннее путешествие ребёнка в сказочный мир, приобретаемое им волшебное ощущение всемогущества вдохновляет его на фантазии о самых небывалых возможностях и помогает воплощать самые заветные мечты.
В иносказательной форме злого и доброго волшебства раскрываются индивидуальные творческие созидательные возможности ребенка, а также то, что оказывает на его развитие самое деструктивное воздействие, какие средства защиты и противодействия он при этом применяет.
И, наверное, самое главная возможность сказкотерапии заключается в том, что мы можем не только регистрировать отдельные негативные симптомы поведения (агрессию, тревожность, застенчивость и т. д.), но и найти причины нарушения внутренней гармонии, а также понять, как можно укрепить и развить проблемную зону ребёнка.
Всю работу в данном подходе можно привести к одному общему знаменателю — достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек и в сказке, и в жизни, выступает как Созидатель, а дисгармоничный — как Разрушитель. Таким образом, метафорически предмет сказкотерапии можно определить, с моей точки зрения, как внутреннюю победу Созидателя над Разрушителем.
Шкала «Разрушитель — Созидатель» становится в моей работе основной внутренней диагностической шкалой. Как ведет себя человек, что он чувствует, о чем он размышляет — все это можно проанализировать с точки зрения критерия «разрушение — созидание». Внешний разрушитель причиняет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний созидатель «очищает» мысли, дисциплинирует чувства, заботится о своем здоровье.
Важно отметить, что идея «разрушения — созидания» является одной из главных философских и психологических идей. Достаточно вспомнить учение о мортидо и либидо.
Основной принцип работы — вырастить Внутреннего Созидателя и взять под его контроль Разрушителя. Поэтому я, как детский психолог, присоединяюсь к призыву ведущих сказкотерапевтов России: «Не реагируйте на симптом! Растите личность! Передавайте знания о жизни Созидателя!»
Как же вырастить Созидателя, например, в гиперактивном и агрессивном ребенке, который вызывает разрушительные ответные чувства? Ответ прост и труден одновременно: «Наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой самому или предлагать сочинить сказку про себя».
Расколдуйте меня!
В русле сказкотерапевтического подхода мною проведено графическое проективное тестирование всех детей подготовительной группы. Я предлагала детям нарисовать и сочинить сказку по модифицированной методике Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Д. Кудзилова. Вначале они получили следующее задание: «Нарисуйте, во что бы вас мог заколдовать злой волшебник. Изобразите фигуру злого волшебника и самого себя в заколдованном виде. Сочините историю, как бы это могло случиться».
Следующий этап формулировался так: «На обратной стороне альбомного листа изобразите и сочините историю про то, как бы вы могли расколдоваться, кто или что помог бы вам это сделать и какие новые способности и умения вы в результате этого смогли бы приобрести».
Таким образом, Волшебники (Добрые) выступают в качестве Со зидателей, а колдуны — в качестве Разрушителей. По отношению к сказочному герою Волшебник выступает в роли помощника, защитника, существа, стимулирующего у героя проявление лучших сторон души, открывающего чудесные возможности и способности. Колдун (или злой волшебник) выступает по отношению к герою в качестве манипулятора, гонителя, существа, ограничивающего его свободу, самоактуализацию, навязывающего свою волю.
Если мы перенесем метафору волшебства и колдовства во внутренний мир человека, то окажется, что:
волшебство связано с системой жизненных ценностей Созидания, само актуализацией, идеальным образом «Я»;
колдовство связано с проявлением теневых сторон человека, уязвленных аспектов его личности, деструктивными психологическими защитами, склонностью к разрушительному манипулированию.
Подвергаясь влиянию неблагоприятных факторов внешней среды, деструктивному манипулированию со стороны окружающих, человек как бы заколдовывается. При этом повышается уровень тревожности, появляется агрессивность, суетливость, дисгармоничность. Такое может произойти и с ребенком, и со взрослым. Образно говоря, человек временно «заколдован» и требует «расколдовывания». Следуя этой логике, важно установить, во что именно он «заколдован».
Как это работает
В индивидуальной беседе с ребёнком я задавала уточняющие вопросы:
- Расскажи об образе колдуна. Какой он? Какими качествами обладает? Мужчина или женщина? Как всё происходило? Что он говорил?
При этом проясняю фигуру, оказывающую деструктивное влияние, и в чём конкретно оно проявляется.
Рассказ девочки, 6 лет:
«Это Баба-Яга. Она одевается красиво и претворяется не злой. Превратила меня в злую помощницу - заставляет меня готовить обед, убираться, стирать, шить, мыть посуду».
Комментарий: До этого разговора, отец девочки на консультации рассказывал, что в семье стараются приучить дочь к разным видам домашнего труда. Беседа с воспитателями подтверждала, что родители часто переоценивают потенциальные возможности своего ребёнка, давая ей пока ещё непосильные задания.
Рассказ мальчика:
«Ночью я спал, пришло приведение. Это приведение стало меня пугать и заколдовало меня тоже в приведение. Ему не нравится, что люди дружат, все хорошие. Его другое приведение заколдовало просто так. Я останусь приведением, чтобы папу пугать. Расколдовываться не хочу».
Комментарий: На индивидуальной консультации с мамой сюжет рисунка связывается с поведением отца, который в нетрезвом виде устраивает дома скандалы.
И девочка, и мальчик ведут себя в группе агрессивно, часто небрежны в отношениях с другими детьми, в резкой форме отстаивают свои права и при этом не учитывают интересы товарищей. Они уже присвоили себе модели повеления родителей, которые иногда мешают их развитию и общению.
Занятия с ними дальше будут строиться мной на знакомстве с героями сильными, смелыми и умеющими заботиться о своих близких и подчинённых, проигрывание таких ситуаций, где добрые и созидающие персонажи спасают и помогают более слабым. А те, кто разрушает и вредит окружающим, остаются в одиночестве и проигрывают. В работе хорошо помогут беседы про такие качества, как мягкость, бережность, деликатность (так же с помощью рисунков на эти темы и телесно-ориентированных упражнений).
При создании достаточного уровня созидательных ресурсов и стратегий эффективного поведения можно попросить ребёнка придумать сказку, где злой колдун превращается в доброго. Главная смысловая проблема в таких сюжетах - насилие как способ решения проблемных задач, где зло сильнее добра.
Что делает заколдованный персонаж? О чём думает? Чего желает? Что нужно сделать, что бы его расколдовать? Здесь мы получаем информацию на отношение к давлению со стороны окружающей среды. Способы совладения и перенесения неблагоприятных обстоятельств. А так же источники, откуда автор черпает ресурсы терпения, способности противостояния неблагоприятным воздействиям. Каким он станет, когда расколдуется? Какими качествами он станет обладать?
Рассказывает мальчик:
«Злой, неживой дом. Этот дом весь разбитый, со страшной трубой. У него нет окон. Он хотел превратить меня в робота…».
В следующем рисунке ребёнок нарисовал злого робота, который превращает всё живое в неживое:
«Злой робот-скелет пугает всех людей, стреляет в них и люди боятся его. Он просто так заколдовывает всех».
Комментарий: Из бесед с воспитателями выяснилось, что отец мальчика часто бывает с ним груб, резок, кричит на него, формально требует от него идеальной аккуратности.
Этот ребёнок отличался в общении большой замкнутостью, совершенной невключённостью в окружающую ситуацию (все дети раздеваются спать, а он одевается на улицу), витанием в своих фантазиях, игнорированием окружающего мира. Теперь стало понятно, что его отсоединённость - способ защиты, вытеснение и игнорирование жестокого обращения.
После этого проводилась индивидуальная работа с ребёнком: мы рассматривали с ним интересные книги и сюжеты с любимыми машинами и насекомыми, сочиняли про мальчика и его любимых персонажей приключенческие истории. Говорили про внутренних помощников: руки, ноги, сердце, которые работают и заботятся о своём хозяине, о том, как они помогают, что внутренние органы делают для того, чтобы он был живым, сильным и ловким. Разыгрывались сюжеты, где в ситуациях угрозы и неопределённости главный герой находил успешный выход. Делали телесно-ориентированные упражнения для укрепления силы и ловкости, поддерживали и награждали его удачи, стойкость и находчивость в трудных ситуациях.
В следующий раз ребёнок вместо доброго волшебства опять повторил данный сюжет про злого скелета. Но на этот раз его главный герой «сможет расколдоваться сам, когда у него появится сердце и кожа».
Определение ближайшей зоны развития
В созданной концепции самоактуализации А. Маслоу предполагает, что высшая ступень в иерархии потребностей человека - это потребность личного совершенствования, полное использование собственных талантов, возможностей, способностей. При этом возможности, таланты, способности человека становятся инструментами для достижения образа цели, развиваясь наиболее динамичным образом при прояснении этой цели.
Но можно ли самоактуализироваться без наличия образа цели? Ради чего использовать свои таланты и возможности? Нередко это становится проблемой у взрослых и детей.
Работая с выявлением образа цели, я использую различные методики, которые при определённых позитивных сторонах, имели ряд ограничительных моментов. Так, задание нарисовать образ «Я в будущем» выполнялось в основном изображением предполагаемой профессии.
Задание «Изобрази плохого и хорошего ребёнка» в конечном счёте проясняло ценностные представления значимых взрослых: «Хороший ребёнок всё кушает», «Хороший ребёнок убирает за собой игрушки».
Более непосредственно дети выражали свои представления о желаемом состоянии, изображая «Счастливое животное»: «С ним все дружат», «Его никто не обзывает», которое, тем не менее, затруднительно было связать с высшими потребностями в саморазвитии и созидании.
Знакомясь с социальными ограничениями и предписаниями, ребёнок часто приходит к непродуктивному решению, что то, чего он больше всего желает, просто неосуществимо. С этой мыслью он вырастает, и с каждым прожитым годом всё больше обрастает многочисленными предрассудками и страхами, теряется ощущение собственного желаемого образа осуществления.
Предлагая детям нарисовать «В кого вас может превратить добрый волшебник» мы способствуем развитию волшебного мироощущения, когда возможно воплощение самых невероятных замыслов. При обсуждении рисунка, мы ассимилируем полученный из личного бессознательного материал в реальные осознаваемые потребности и желаемые качества. По отношению к сказочному герою Волшебник выступает в роли помощника, защитника, существа, стимулирующего у героя проявление лучших сторон души, открывающего чудесные возможности и способности.
Если мы перенесем метафору волшебства во внутренний мир человека, то окажется, что волшебство связано с системой жизненных ценностей Созидания, самоактуализацией, идеальным образом «Я».
А. Маслоу, как известно, определял мотивацию как иерархию потребностей:
- физиологических;
- безопасности и защиты;
- принятия и любви;
- самоуважения;
- познания;
- эстетических;
- самореализации, самоактуализации.
В выполненных работах детей важно, как мне кажется, выделить те потребности, которые заявлены как наиболее актуальные для ближайшей зоны развития.
В качестве иллюстрации приведу следующий диалог с ребёнком:
- Я нарисовал, как встретился с добрым волшебником и сказал, что хочу всё знать. И он меня превратил в профессора.
- А как это тебе может пригодиться в реальной жизни?
- Я буду умным, и если кто-нибудь будет меня спрашивать о чём-то, я смогу ему подсказать и помочь.
Дальнейшая сопровождающая согласованная работа специалистов и воспитателей у нас была выстроена с целью реализации потребности познания и компетентности. Ребёнок готовил сообщения на занятиях. Играл роль «Знайки» в ролевой драматизации. К нему обращались по поводу того, в какой книге можно найти информацию по интересующему вопросу.
Таким образом, используя диагностику через рисунок в сказкотерапии, мы решаем помимо диагностики актуального состоянии ребенка, еще и задачи развития творческого воображения и позитивного мышления, моделирования нужного состояния преодоления трудностей и выявления ближайшей зоны развития ребенка при наличии соответствующих обстоятельств.
Список литературы:
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.
- Развивающая сказкотерапия / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.-СПб.: Речь, 2006-168с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.М. Диагностика через рисунок в сказкотерапии.-СПб.: Издательство «Речь», 2004.-136с.
- Практикум по арт-терапии. / Под ред. А.И. Копытина.-СПб.:Издательство «Речь», 2001..-448с.:ил –(серия «Практикум по психологии»).