Статьи Институт Супервизии и Групповой терапии

Какое профессиональное сообщество мы считаем хорошим?

Доклад на конференции Психологического Центра «Здесь и Теперь» | ИСиГРа 20 ноября 2021 года

«Терапевт. Супервизор. Сообщество. «Зеркала боли» и «переиздание отношений»

Авторы: Андрей Склизков, Елена Шуварикова


Мы сформулировали пять тезисов, идей, мыслей. Один из нас, его автор, озвучивает тезис, а в ответ соавтор отзеркаливает услышанное и делится своим резонансом. Вероятно, для кого-то такая форма будет необычной. Но для нашего института она традиционна. Мы думаем вместе, думаем «друг об друга» и хотим вовлечь вас в этот процесс обживания тем. Вы будете читать пять тезисов, которые рождены в головах и в душах директора института и декана факультета обучения супервизии. Ваша задача – проверить, примерить, насколько это подходит вам.

Тезис 1. Зеркала боли приводят и отражают нас в сообществе

Мы все как психотерапевты разных направлений знаем этот тезис, но, может быть, не всегда применяем именно к себе, к своему сообществу. Например, посмотрите, в нашем институте учатся представители разных стран, городов России, люди разного возраста, из разных направлений психотерапии. Почему же мы собираемся вместе здесь?

Есть что-то в наших индивидуальных матрицах, что пересекается друг с другом, что имеет общий рисунок. Матрица – это связь базовых отношений, которые не меняются в структуре личности на протяжении нашей жизни. Та связь отношений, которую вложили в нас наши семьи, род. Способ отношений, способ проживания жизни, в том числе в сообществах, группах. Вот что лежит в основе матрицы каждого.

И по принципу «подобное – к подобному» мы притягиваемся, находим себе партнера, референтную группу, учителя, терапевта, супервизорскую группу, профсообщество, неоднократно отражаясь в зеркалах друг друга по этому подобному, продолжая в этой цепочке из звена к звену один и тот же базовый конфликт или один и тот же перенос, который мы приносим от своего клиента к своему супервизору, а супервизор приносит в сообщество. Эта цепочка, она как будто бы не имеет начала, потому что ее начало – далеко-далеко, в каком-то лидере нашего рода, и она не имеет конца, потому что мы неоднократно отражаем этот внутренний конфликт и свои переносные чувства, которые в связи с этим формируем всякий раз в отношениях. Мы все время отражаем его в самых разных зеркалах.

Почему зеркала боли? Потому что наш внутренний конфликт, наша боль, которая привела нас в психотерапию, которая ведет нас по жизни, которая является частью индивидуальной матрицы, – это проблема, задача, это то, что толкает нас к переизданию отношений. Но это то, что мы приносим в сообщество. Нашу боль, многократно увеличенную в наших коллегах. И поэтому в сообществе у нас все время есть выбор между тем, чтобы ретравматизироваться или переработать свою боль. Ведь мы приходим в место, где очень много людей с «несчастными лицами». То есть мы видим тех, кто резонирует с нами по нашему базовому конфликту и объединяемся. Боли становится очень много, и одновременно есть возможность изменений, потому что мы имеем возможность облегчить свое существование даже тогда, когда зеркала увеличивает нашу боль. «Когда имя дракона названо, дракон теряет силу» - говорил З.Фрейд. Если мы это понимаем, если мы это называем, то мы имеем возможность это менять.

Отклик содокладчика. Какая организация для нас является хорошей? Та, которая спонтанно подобрана вот этим дуновением ветра нашего индивидуального бессознательного. Без выбора получается. Нужно принять некоторую фатальность и бессилие, тебя все равно притянет в ту организацию, в которой определенный твой перенос, боль, внутренний конфликт, травма.

Но это не только зеркала боли. А еще и зеркала радости, выхода из конфликта, заращивания травмированного участка твоей души. Нас ведь почему тянет именно сюда? Есть надежда, что в этой организации, с этим людьми, удастся полученную травму «исправить» более эффективным способом.

Тезис 2. Контроль базовых допущений Биона – компас, помогающий плыть в верном направлении

Теория Биона нам подсказывает, что отклоняемся мы от курса переиздания отношений в хорошем изложении, а не в ретравматизации. Идея Биона заключается в том, что любая группа, сообщество, может находиться в рабочем состоянии. Это значит, что группа функционирует в соответствии со своей декларируемой идеей. Например, футболисты клуба «Зенит» работают для того, чтобы стать чемпионами. Но Бион добавляет, и в этом основная его находка, что есть угроза при достижении цели: базовые допущения. Базовые допущения являются бессознательными и часто противопоставлены сознательным рациональным мнениям членов группы.

Есть задача разобраться с неосознаваемой частью энергии, которая порой вырывается наружу, и становится неэффективной, например, обучение на факультете обучения супервизии. И тогда очень функционально для декана заботиться, смотреть все время на этот компас. Наш основной продукт – подготовка специалистов, которые обладают высоким навыком использовать группу как хорошую среду для супервизии. Если мы выпускаем качественных специалистов, значит, наша рабочая группа в верном направлении плывет. Что значит хороших специалистов? Они хорошо зарабатывают, имеют хорошую репутацию, хотят расти дальше. Но если курсанты не платят деньги вовремя, если на семинарском занятии начинается пересказ сновидений, никак не связанных с темой доклада, мы думаем, не сталкиваемся ли с той самой группой базовых допущений?

Отклик содокдчика. Да, но в этом и смысл рабочей группы, что в рабочей группе всегда есть разные точки зрения, которые имеют право на существование.

Тезис 3. Ясные правила организации помогают создавать рабочую группу

Группанализ говорит, что рабочая группа может действительно хорошо развиваться тогда, когда есть ясные, даже жесткие рамки существования группы, организации, сообщества, а внутри этих рамок есть свободно плавающая дискуссия. Вот так группанализ видит группу, которая действительно может развиваться, меняться, крениться в сторону группы базовых допущений, и тем не менее преодолевать кризис и работать дальше. В чем такие жесткие рамки? Группанализ, например, проводя группы, составляя групповое соглашение и правила группы, обязательно учитывает такое правило, как – все пропуски оплачиваются. Иногда представители других направлений психотерапии говорят, что это очень жестко, если человек при смерти, если у него коронавирус, если у него кто-то умер – почему же он должен оплачивать? Это несправедливо, это жестоко.

Но эти рамки, достаточно жесткие и ясные, создают то равное демократическое пространство внутри, при котором каждый имеет свое место, голос, права и сам отвечает за это, что бы у него ни происходило. И эти правила очень редко меняются, а если они меняются, то должно пройти много времени для того, чтобы осмыслить эти изменения.

Отклик содокладчика. Главный момент: жесткие, но не жестокие. Дело не в том, чтобы больно сделать, а чтобы помочь, чтобы переиздание отношений произошло, а не произошла ретравматизация. И действительно для этого нужны жесткие рамки.

Нансен, норвежец, полярный исследователь, много сделал для того, чтобы Заполярье было исследовано, шел в плавание на корабле «Фрам». Ассоциативно – фрам, фрейм, границы. Он сумел на этом корабле сделать то, чего до него не сделал никто. Другие корабли были раздавлены льдами. А «Фрам» был сделан так, что, когда лед начинает его сдавливать, он его не раздавливает, а выталкивает наверх. И в этом смысле группаналитический подход, ясные и твердые правила, они как залог того, что мы любой лед сумеем выдержать. Наше сообщество сумеет выдержать.

Тезис 4. Учет встречных ветров как способ выжить

Метафорически это про ледовую обстановку, про ветра. В нашем примере обучения – плавание из точки набора кандидатов к точке присвоения квалификации. На этом пути не только проблемы внутри психической реальности каждого, но и контекста, в котором лодка этого курса идет в настоящее время. Надо учитывать, что есть попутные ветра – те, которые помогают нашему движению, и встречные ветра, которые затрудняют, сдвигают, затормаживают. Абсурдом будет идти против ветра, но надо уметь это каким-то образом учесть.

Группаналитическая модель групповой супервизии, так же, как и групповой анализ, базируется на том, что «говори все, что приходит в голову во время дискуссии над кейсом». В каком-то смысле это возможно делать, реализуя свободу слова. В 90-е годы, когда зарождался и Центр, и когда мы входили в профессию, было время гласности. Вот он попутный ветер. Теперь контекст текущего времени, когда мы уже фактически имеем примеры преследования за мысли-преступления, за репосты. Это явно встречный ветер. Как нам нарождающийся пятый поток курса «Группа как среда для супервизии» провести, чтоб он не потонул?

Отклик содокладчика. Эти встречные ветра дуют в лицо нашей организации. Но эти моменты свободы слова и демократии в нашей истории – это были какие-то миллисекунды. А все остальное время человечество и каждый человек в своей жизни, каждая организация и каждая группа вынуждены жить в условиях встречных ветров и находить какой-то свой способ существования жизни свободы слова внутри. Находить свой способ – это тоже такая задача.

Тезис 5. Переиздание отношений

Переиздание матрицы возможно не в сторону ее токсичности, разрушительности, а в сторону конструктива. Каким образом это происходит в сообществе и в организации? Например, у нас все время пандемии работает внутри организации «Социальная матрица сновидений», которая позволяет нам контактировать с групповым бессознательным нашего сообщества. Мы встречаемся на конференциях и интенсивах в большой группе, и во время дискуссии, через дискуссию, мы можем называть и видеть вот этого дракона, который внутри нас есть.

Совет выпускников, который перерос в Ассоциацию групповых супервизоров после второго потока курса «Группа как среда для супервизии», этический комитет, который рождается в институте - все эти формы это формы санации нашего внутреннего дракона, это переиздание отношений, переиздание матрицы. Есть очень большой смысл продолжать работать во всех этих формах, для того чтобы действительно больше исследовать и понимать наш внутренний конфликт, нашу внутреннюю боль, ту, которая объединяет нас всех.