Статьи Институт Супервизии и Групповой терапии

Детский психолог и работа с родителями

Пожалуй, самая животрепещущая тема в работе даже опытных специалистов это работа с родителями. У психолога может хорошо получаться налаживать контакт с детьми и вести успешную работу с ними. Но ребенок не запишется сам на консультацию. Именно от родителей зависит принятие решения о начале и об окончании психотерапии ребенка. Именно родители будут оплачивать занятия, отвечать за соблюдение сеттинга. И если нет достаточно хорошего и доверительного контакта между психологом ребенка и его родителями, то всё это будет под угрозой.

Работа с родителями начинается с первого обращения, телефонного разговора. Затем на протяжении всей психотерапии с ребенком проводятся поддерживающие встречи с родителями, способствующие продвижению и закреплению результатов. Существует несколько проверенных форматов организации родительских встреч, но чаще всего встречи с родителями проводятся каждые 4-5 недель. Они не замещают сессии с ребенком, а проводятся в отдельное время за отдельную оплату.

Некоторые родители задаются вопросом, почему нельзя просто дать обратную связь после занятия с ребенком, как это делают, например, педагоги. Надо отметить, что психотерапия и консультационная работа психолога отличается от учебного процесса. Важна безопасная обстановка и конфиденциальность: ребенок может воспринять как предательство, если что-то без его согласия будет рассказано родителям, а слышать, как о твоих недостатках и проблемах рассказывают третьему лицу, никому неприятно и может только усугубить ситуацию. Так, в свою очередь, рекомендации родителям при ребенке могут подорвать их авторитет в глазах ребенка, поэтому я не советую обсуждать при детях процесс воспитания или переживания родителей по этому поводу.

Родительская встреча - это полноценная консультация, когда родители посвящают стопроцентно время своему ребенку, которое бывает трудно выделить в современном ритме жизни. На ней можно поделиться своими родительскими тревогами, получить поддержку от психолога, укрепить свою уверенность, задать волнующие вопросы. Для детского психолога это уникальная возможность собрать подробный анамнез, уточнить ход развития и взаимоотношений в семье в разные периоды жизни маленького клиента, чтобы понять, что могло повлиять на становление характера и поведения ребенка. Совместные размышления специалиста и родителей увеличивают шанс найти «ключик» к ребенку, чтобы решить запрос клиентов.

Мы не рождаемся от природы с навыками хорошего родителя, нет такой базовой настройки в человеке. Нас не учат быть родителями в школе. Мы можем опираться на свой опыт взаимоотношений с родителями в детстве. А что делать, если он далеко не самый удачный? Часто родители выбирают воспитывать по-другому, не так как воспитывали их. Например: «мне всё запрещали, ко мне были холодны – я буду всё разрешать и любить безмерно». И тогда родителей качает от одной крайности в другую. А во всем, как говорится, нужна золотая середина, недаром Дональд Винникотт предложил использовать термин «достаточно хорошая мама». Достаточно хорошее материнство означает, что мать делает всё, что в ее силах, признавая свое право на ошибку. Иной родитель и хотел бы быть хорошим, но не знает как или, кажется, что невозможно выйти из запечатленного в собственном детстве сценария. И тогда он, например, обнаруживает себя ругающим ребенка словами своей собственной матери, которые клялся никогда не произносить детям.

В современном мире есть доступ к информации, и о многом можно узнать из интернета. Иногда этой информации слишком много, и она противоречива. Это может порождать много тревоги у родителей: чему верить? Важно помочь родителям понять, подходит ли это их семье, их ребенку, какие есть плюсы и минусы выбранного подхода воспитания. Бывает так, что родители обладают знаниями и опираются на них, но функционально, не замечая подлинных потребностей ребенка. Задавая вопросы и размышляя вместе с родителями, психолог может способствовать тому, чтобы последние настраивали свою «внутреннюю антенну» на возможность слышать и удовлетворять эти подлинные потребности своего малыша.

Психолог видит ребенка 1-2 часа в неделю, а родитель всегда рядом. Задача детского психолога, помочь наладить взаимоотношения родителя и ребенка, чтобы вместе они могли преодолевать разные жизненные трудности и после окончания психотерапии. Зачастую родители в этом процессе взрослеют вместе со своими детьми. Начать я рекомендую с развития подлинного интереса к своему ребенку, безоценочности и принятия. Тут подойдет наблюдение за собственным ребенком, телесный контакт, совместно проведенное время на позитивной волне. Когда доверительные отношения между родителем и ребенком будут восстановлены, можно устанавливать правила и требования. Именно в такой последовательности. Если ребенок уверен, что его любят, что он значим для родителей, то ему проще принять ограничения от них.

Есть трудности, с которыми сталкивается непосредственно психолог в работе с родителями. Например, оставаться в нейтральной позиции и не включаться в коалиции с ребенком (это злые родители во всем виноваты) или родителями (надо перевоспитать ребенка). Выдержать конфиденциальность, когда общаешься с разными членами семьи, чтобы сохранить доверие. Помогает в этом опора на идею, что мы все (специалист, родители, ребенок) союзники, у которых есть общая цель, а не враги.
Екатерина Подпрятова, опытный детский психолог, автор специализации онлайн «Обучение детской психологии»