«Умеешь радоваться – радуйся, а не умеешь – так сиди»
В.Шукшин, «Калина красная»
Основной доклад основателя и директора «Здесь и Теперь» открыл конференцию на указанную тему, одновременно подводя итоги создания и развития в течение 15 лет организации – Психологического Центра «Здесь и Теперь».
Наша конференция открывает год празднования юбилея нашей организации – 15-летия. Собственно, ориентируясь на эту дату, мы выбирали тему этого года. Хотелось подвести итоги, самим для себя определить удовлетворены ли мы этими прожитыми годами. И встал вопрос – как измерить «удовлетворенность жизнью»?
Многие исследователи – философы, социологи, психологи ломали и ломают голову над этим вопросом. Мы попробуем ответить на него с точки зрения практической психологии и психотерапии.
Существует индекс удовлетворенности жизнью – ученые высчитывают его исходя из опросов и экономического уровня жизни в стране по формуле. Индекс удовлетворённости жизнью был создан Адрианом Уайтом, социальным психологом из университета Лестера. Индекс показывает, насколько люди удовлетворены жизнью в разных странах. И что вы думаете про людей в нашей стране? Многие Африканские страны более довольны жизнью, чем мы…
Обратимся к теории. Многие исследователи занимались этой темой и видели ее как центральную в описании структуры личности человека.
Принцип удовольствия у Фрейда лежал в основе его концепции личности. Принцип удовольствия описывает стремление психики к понижению напряжения до минимального уровня. В семинаре «Объектные отношения» Жак Лакан сопоставляет удовольствие с завистью, какими бы противоположными они ни казались: «…удовольствие связано не с праздностью, а именно с завистью или эрекцией желания».
Меланя Кляйн, напротив, считала ревность, зависть и жадность – преградами в ощущении удовольствия.
Способность получать полное удовольствие от первого отношения с грудью образует основу переживания удовольствия из всех прочих источников. Если ненарушенное удовольствие от кормления переживается часто, то происходит достаточно прочная интроекция хорошей груди. Полное удовлетворение от груди означает, что младенец чувствует, что он получил от своего объекта исключительный дар, который он хотел бы сохранить. Это и составляет основу благодарности. Благодарность тесно связана с верой в добро. Это включает в себя, прежде всего, способность принимать и усваивать любимый первичный объект (не только как источник пищи) без особых помех со стороны жадности или зависти, поскольку жадная интернализация нарушает отношения с объектом.
Без сомнения, фрустрации и несчастливые обстоятельства, возникающие в течение жизни, пробуждают зависть и ненависть у каждого человека, но сила этих эмоций и способы совладания с ними существенно различаются. Это одна из многих причин, почему у разных людей способности получать удовольствие, связанные с чувством благодарности за полученное благо, также существенно различаются.
Обратимся к экспериментальной психологии. Много исследований, масса апробированных тестов. Различные выводы – отчего зависит удовлетворенность жизнью. Но основной вывод приблизительно схож. «Уровень удовлетворенности жизнью зависит от ряда факторов удовлетворенности жизнью, но не сводится к общей их сумме» - говорят Роман Григорьев и Татьяна Мордасова, исследователи этой темы.
К положительно коррелирующим факторам с их точки зрения относятся:
К отрицательно коррелирующим факторам относятся:
Не влияющие факторы или факторы с крайне низкой корреляцией с удовлетворенностью жизнью:
А вот совсем недавний эксперимент:
Для получения рецепта обретения счастья, психологи позвали на эксперимент 577 участников.
Далее исследователи упросили волонтеров использовать собственные таланты и положительные стороны в потоке повседневности.
По истечении недели исследователи снова созвали 577 человек для проведения повторного опроса.
И уже эта стадия эксперимента продемонстрировала, что за прошедшую семидневку уровень «счастливости» всех волонтеров заметно возрос.
Причем все это лишь вследствие ежедневного использования ярких черт личности.
Наконец, третья стадия опроса прошла спустя четыре недели. Он показала, что последствия от использования собственных сильных черт или дарований могут быть длительными. Такой вывод ученые сделали потому, что все участники изыскания все еще продолжали чувствовать самое себя на высоком уровне показателей счастья, нежели это было до того, как они пришли на опрос.
Прежде британские исследователи осознали, что владение некой свободной денежной суммой денег, которую можно тратить без зазрения совести, впрыскивает в кровь дополнительных эндорфинов. Зато обладание машиной или квартирой ощутимого влияния на чувство счастья не имеет.
Т.о. удовлетворенность жизнью – это субъективный фактор. Удовлетворенность жизнью – это, во многом, показатель психического здоровья. Мы с вами знаем, что люди, имеющие разные блага, часто находятся в депрессии, а ничего не имеющие – зачастую живут в радости. Не от наличия или отсутствия благосостояния и возможностей зависит наше удовольствие и удовлетворение (хотя надо разделять эти понятия). А от того, удовлетворяем ли мы собственные потребности, живем ли «свою» жизнь.
Вот почему счастливыми чувствовать себя труднее, чем несчастными. Потому что ответственность за самореализацию нелегка. Счастье – это и личная ответственность за свою жизнь.
Живем ли мы свою жизнь – это зависит и от нашей детской истории. Потому что удовлетворенность жизнью, очевидно, зависит от способности выдерживать и проживать неудачи, ошибки, трудные моменты своей жизни. От строгости своего СуперЭго, соответственно, от критичности Родительской фигуры в детстве... При очень жестком СуперЭго, невозможно совершать ошибки и поэтому непереносимо быть виноватым. Что придумывает наше бессознательное? Такую защиту, как проективная идентификация.
Поговорим об этом подробнее. Кляйнеанская школа психоанализа открыла и разработала понятие проективной идентификации – отщепленной части сознания, спроецированной на другие объекты.
Младенец проецирует причину своего дискомфорта (например, боли в животе) вовне. Мать становится плохим объектом – ведь в ней причина его боли. Но тот механизм, который хорош для младенца, становится патологичным во взрослом возрасте, когда человек в состоянии взять ответственность за свои чувства и переживания.
При проективной идентификации неудовлетворенность жизнью обеспечена. Человек становится жертвой и атакует «плохой объект» - государство, родителей, школу, начальника, конкурента… Но ведь их не изменить. Значит и не изменить причину неудовлетворенности. И тогда жизнь превращается в преследование и «бомбардирование» Путина, страны, соседа… А результат один. Пока не вернешь эту причину, спроецированную на другой объект, себе самому – ничего с ней сделать нельзя.
Классика проективной идентификации: размещая свою часть в другом, появляется страх поглощения, захвата. Проективная идентификация истощает личность, потому что часть собственного опыта, чувств выбрасывается. Люди не могут жить собственной жизнью.
Немного поговорим о роль психолога и психотерапевта в улучшении, увеличении удовлетворения жизнью.
Достаточно хорошая мать берет на себя, содержит в себе проекцию этого тяжелого переживания – боли, тревоги ребенка, которые передаются ей от него. Эту способность матери последователь Кляйн – Вильфред Бион назвал функцией «контейнера». Бион говорил так о матери, которая действительно чувствует тревогу и страх ребенка, когда тот плачет. Иногда мать может переносить тревогу, которая возникает у ребенка, а иногда она и сама впадает в панику. То же самое происходит и с аналитиком, утверждал Бион. К аналитику, психотерапевту обращаются, в том числе, и для того, чтобы он как бы выполнял функции матери по отношению к новорожденному.
Терапевт «наполняется» этой частью клиента, отданной, спроецированной на другой объект и постепенно возвращает ее клиенту. В такой форме и с такой скоростью, чтобы это было возможно присвоить, принять клиенту. Как хорошая мать рассказывает ребенку о том, почему он ударил игрушку – не игрушка плохая, злая, а он, ребенок, разозлился на нее. И тогда своим состоянием есть возможность управлять, потому что дело же не в объекте, а в твоей реакции.
Например, клиент пропускает психотерапию, проецируя свою нуждающуюся часть на терапевта. Терапевт должен ждать его, клиента. Он сам не хочет быть ожидающим = нуждающимся… Терапевт мучается, когда ждет клиента и понимает, что чувствует его клиент через это. А потом возвращает ему… Проективная идентификация и когда группа вкладывает в ведущего свои чувства, например, вину или ярость.
Принимая свои чувства, свои черты, клиент смягчает СуперЭго, принимает свои ограничения и прощает свои, а значит и чужие, ошибки. И уже не надо гнаться за запредельной зарплатой, а с удовольствием получать и тратить свою. Не надо завидовать учителю, а наслаждаться своим ростом и местом…
Ровно это же я попробовала для сегодняшнего момента сделать относительно нашей организации – Психологического Центра «Здесь и Теперь». Удовлетворены ли мы прожитыми 15 годами работы? Начала просто с фактов.
За 15 лет:
Мы можем говорить о вкладе в развитие психологической культуры в России нашей организации. Перефразируя слова Биона, мы «делаем хорошо такую сложную работу». Мы переводим боль человека в слова уже 15 лет.
В этот день хочется выразить благодарность всем сотрудникам, которые были и сейчас работают в «Здесь и Теперь», клиентам, партнерам. И нашим родителям - реальным и психологическим, т.е нашим учителям.
Список литературы:
Р. Григорьев, Т.Мордасова «Психологические особенности удовлетворенности жизнью»;
Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия»;
М.Кляйн «Зависть и благодарность».
Наша конференция открывает год празднования юбилея нашей организации – 15-летия. Собственно, ориентируясь на эту дату, мы выбирали тему этого года. Хотелось подвести итоги, самим для себя определить удовлетворены ли мы этими прожитыми годами. И встал вопрос – как измерить «удовлетворенность жизнью»?
Многие исследователи – философы, социологи, психологи ломали и ломают голову над этим вопросом. Мы попробуем ответить на него с точки зрения практической психологии и психотерапии.
Существует индекс удовлетворенности жизнью – ученые высчитывают его исходя из опросов и экономического уровня жизни в стране по формуле. Индекс удовлетворённости жизнью был создан Адрианом Уайтом, социальным психологом из университета Лестера. Индекс показывает, насколько люди удовлетворены жизнью в разных странах. И что вы думаете про людей в нашей стране? Многие Африканские страны более довольны жизнью, чем мы…
Обратимся к теории. Многие исследователи занимались этой темой и видели ее как центральную в описании структуры личности человека.
Принцип удовольствия у Фрейда лежал в основе его концепции личности. Принцип удовольствия описывает стремление психики к понижению напряжения до минимального уровня. В семинаре «Объектные отношения» Жак Лакан сопоставляет удовольствие с завистью, какими бы противоположными они ни казались: «…удовольствие связано не с праздностью, а именно с завистью или эрекцией желания».
Меланя Кляйн, напротив, считала ревность, зависть и жадность – преградами в ощущении удовольствия.
Способность получать полное удовольствие от первого отношения с грудью образует основу переживания удовольствия из всех прочих источников. Если ненарушенное удовольствие от кормления переживается часто, то происходит достаточно прочная интроекция хорошей груди. Полное удовлетворение от груди означает, что младенец чувствует, что он получил от своего объекта исключительный дар, который он хотел бы сохранить. Это и составляет основу благодарности. Благодарность тесно связана с верой в добро. Это включает в себя, прежде всего, способность принимать и усваивать любимый первичный объект (не только как источник пищи) без особых помех со стороны жадности или зависти, поскольку жадная интернализация нарушает отношения с объектом.
Без сомнения, фрустрации и несчастливые обстоятельства, возникающие в течение жизни, пробуждают зависть и ненависть у каждого человека, но сила этих эмоций и способы совладания с ними существенно различаются. Это одна из многих причин, почему у разных людей способности получать удовольствие, связанные с чувством благодарности за полученное благо, также существенно различаются.
Обратимся к экспериментальной психологии. Много исследований, масса апробированных тестов. Различные выводы – отчего зависит удовлетворенность жизнью. Но основной вывод приблизительно схож. «Уровень удовлетворенности жизнью зависит от ряда факторов удовлетворенности жизнью, но не сводится к общей их сумме» - говорят Роман Григорьев и Татьяна Мордасова, исследователи этой темы.
К положительно коррелирующим факторам с их точки зрения относятся:
- наличие значимых социальных контактов;
- оценка социального положения как удовлетворительного;
- оценка собственно здоровья как благополучное;
- состояние нужности значимым людям;
- оценка материального положения как удовлетворительного;
- возможность проявлять творчество;
- удовлетворенность процессом профессиональной деятельности;
- видение собственных перспектив;
- наличие свободного времени для досуговой деятельности;
- автономия как способность действовать согласно своим убеждениям;
- личностный рост как возможность прогрессировать во всех сферах жизни;
- брачный союз.
К отрицательно коррелирующим факторам относятся:
- состояние бедности и отсутствие материальных благ для существования;
- оценка здоровья как плохое и ухудшающееся;
- депрессия; фобические расстройства личности;
- низкая самооценка; высокая тревожность;
- низкая социальная активность и значимость.
Не влияющие факторы или факторы с крайне низкой корреляцией с удовлетворенностью жизнью:
- возраст;
- пол;
- образование;
- этническая принадлежность;
- гражданство и страна проживания;
- конфессиональная принадлежность;
- сиюминутные эмоции;
- коэффициент интеллекта;
- фактическая заработная плата;
- профессия и должность.
А вот совсем недавний эксперимент:
Для получения рецепта обретения счастья, психологи позвали на эксперимент 577 участников.
Далее исследователи упросили волонтеров использовать собственные таланты и положительные стороны в потоке повседневности.
По истечении недели исследователи снова созвали 577 человек для проведения повторного опроса.
И уже эта стадия эксперимента продемонстрировала, что за прошедшую семидневку уровень «счастливости» всех волонтеров заметно возрос.
Причем все это лишь вследствие ежедневного использования ярких черт личности.
Наконец, третья стадия опроса прошла спустя четыре недели. Он показала, что последствия от использования собственных сильных черт или дарований могут быть длительными. Такой вывод ученые сделали потому, что все участники изыскания все еще продолжали чувствовать самое себя на высоком уровне показателей счастья, нежели это было до того, как они пришли на опрос.
Прежде британские исследователи осознали, что владение некой свободной денежной суммой денег, которую можно тратить без зазрения совести, впрыскивает в кровь дополнительных эндорфинов. Зато обладание машиной или квартирой ощутимого влияния на чувство счастья не имеет.
Т.о. удовлетворенность жизнью – это субъективный фактор. Удовлетворенность жизнью – это, во многом, показатель психического здоровья. Мы с вами знаем, что люди, имеющие разные блага, часто находятся в депрессии, а ничего не имеющие – зачастую живут в радости. Не от наличия или отсутствия благосостояния и возможностей зависит наше удовольствие и удовлетворение (хотя надо разделять эти понятия). А от того, удовлетворяем ли мы собственные потребности, живем ли «свою» жизнь.
Вот почему счастливыми чувствовать себя труднее, чем несчастными. Потому что ответственность за самореализацию нелегка. Счастье – это и личная ответственность за свою жизнь.
Живем ли мы свою жизнь – это зависит и от нашей детской истории. Потому что удовлетворенность жизнью, очевидно, зависит от способности выдерживать и проживать неудачи, ошибки, трудные моменты своей жизни. От строгости своего СуперЭго, соответственно, от критичности Родительской фигуры в детстве... При очень жестком СуперЭго, невозможно совершать ошибки и поэтому непереносимо быть виноватым. Что придумывает наше бессознательное? Такую защиту, как проективная идентификация.
Поговорим об этом подробнее. Кляйнеанская школа психоанализа открыла и разработала понятие проективной идентификации – отщепленной части сознания, спроецированной на другие объекты.
Младенец проецирует причину своего дискомфорта (например, боли в животе) вовне. Мать становится плохим объектом – ведь в ней причина его боли. Но тот механизм, который хорош для младенца, становится патологичным во взрослом возрасте, когда человек в состоянии взять ответственность за свои чувства и переживания.
При проективной идентификации неудовлетворенность жизнью обеспечена. Человек становится жертвой и атакует «плохой объект» - государство, родителей, школу, начальника, конкурента… Но ведь их не изменить. Значит и не изменить причину неудовлетворенности. И тогда жизнь превращается в преследование и «бомбардирование» Путина, страны, соседа… А результат один. Пока не вернешь эту причину, спроецированную на другой объект, себе самому – ничего с ней сделать нельзя.
Классика проективной идентификации: размещая свою часть в другом, появляется страх поглощения, захвата. Проективная идентификация истощает личность, потому что часть собственного опыта, чувств выбрасывается. Люди не могут жить собственной жизнью.
Немного поговорим о роль психолога и психотерапевта в улучшении, увеличении удовлетворения жизнью.
Достаточно хорошая мать берет на себя, содержит в себе проекцию этого тяжелого переживания – боли, тревоги ребенка, которые передаются ей от него. Эту способность матери последователь Кляйн – Вильфред Бион назвал функцией «контейнера». Бион говорил так о матери, которая действительно чувствует тревогу и страх ребенка, когда тот плачет. Иногда мать может переносить тревогу, которая возникает у ребенка, а иногда она и сама впадает в панику. То же самое происходит и с аналитиком, утверждал Бион. К аналитику, психотерапевту обращаются, в том числе, и для того, чтобы он как бы выполнял функции матери по отношению к новорожденному.
Терапевт «наполняется» этой частью клиента, отданной, спроецированной на другой объект и постепенно возвращает ее клиенту. В такой форме и с такой скоростью, чтобы это было возможно присвоить, принять клиенту. Как хорошая мать рассказывает ребенку о том, почему он ударил игрушку – не игрушка плохая, злая, а он, ребенок, разозлился на нее. И тогда своим состоянием есть возможность управлять, потому что дело же не в объекте, а в твоей реакции.
Например, клиент пропускает психотерапию, проецируя свою нуждающуюся часть на терапевта. Терапевт должен ждать его, клиента. Он сам не хочет быть ожидающим = нуждающимся… Терапевт мучается, когда ждет клиента и понимает, что чувствует его клиент через это. А потом возвращает ему… Проективная идентификация и когда группа вкладывает в ведущего свои чувства, например, вину или ярость.
Принимая свои чувства, свои черты, клиент смягчает СуперЭго, принимает свои ограничения и прощает свои, а значит и чужие, ошибки. И уже не надо гнаться за запредельной зарплатой, а с удовольствием получать и тратить свою. Не надо завидовать учителю, а наслаждаться своим ростом и местом…
Ровно это же я попробовала для сегодняшнего момента сделать относительно нашей организации – Психологического Центра «Здесь и Теперь». Удовлетворены ли мы прожитыми 15 годами работы? Начала просто с фактов.
За 15 лет:
- выдано 2575 сертификатов психологам;
- проведено 38 интенсивов в разных городах и 7 странах;
- прожито 15 детских лагерей;
- проведено 18 конференций;
- работало на благо организации и клиентов 37 сотрудников и специалистов;
- выпущено 10 номеров журнала «Мой психолог» и 3 номера альманаха «Здесь и теперь»;
- издано 5 книг;
- получены тысячи «спасибо»;
- использована тонна платочков, карандашей, красок, фломастеров, листов бумаги;
- выпиты сотни тысяч чашек чая с печеньем (некоторые чашки даже дошли до наших дней, а несколько десятков чайных ложек вынесены на память);
- осчастливлено 4 357 клиентов.
Мы можем говорить о вкладе в развитие психологической культуры в России нашей организации. Перефразируя слова Биона, мы «делаем хорошо такую сложную работу». Мы переводим боль человека в слова уже 15 лет.
В этот день хочется выразить благодарность всем сотрудникам, которые были и сейчас работают в «Здесь и Теперь», клиентам, партнерам. И нашим родителям - реальным и психологическим, т.е нашим учителям.
Список литературы:
Р. Григорьев, Т.Мордасова «Психологические особенности удовлетворенности жизнью»;
Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия»;
М.Кляйн «Зависть и благодарность».