«Индивидуальная психотерапия для детей», «психотерапия для детей», «детская психотерапия» – фразы, которые и читать страшно, и произносить вслух не хочется. Становится не по себе, когда эти слова звучат по отношению к собственному ребенку. Тут же возникает вопрос: «Мой ребенок больной?...». И начинаешь пристально всматриваться, наблюдать, сравнивать с «эталонами» и «нормами». И чем больше вглядываешься, тем меньше видишь ребенка «реального». Замечаешь – «с моим ребенком что-то не то». И ведь, как только приклеятся к нему ярлыки «другой», «ненормальный», «больной», так и начинаешь его воспринимать, жить с ним «другим», не таким какой он есть. И что же делать, если так случилось?
Еще пример. Видишь, что ребенок испытывает трудности и сам (сама) чувствуешь этот изматывающий контакт с собственным ребенком, с каждым днем отнимающим все больших сил для решения ваших «общих» проблем. И наступает время, когда взрослый и ребенок отворачиваются друг от друга. Быть рядом становится невыносимо тяжело. Дети сторонятся проблемного ребенка, говорят: «Я не хочу с ним играть, он плохой. Он злой». Взрослые смотрят, оценивают, осуждают, дают советы, которые не работают. И ты уже размышляешь: «Все наладится. Подрастет – изменится». А потом: «Уже ничего не сделать, не изменить».
А вдруг можно что-то изменить, отладить то, что когда-то вышло из строя? А если уже ничего не изменить, а такое тоже возможно, обнаружить ресурсный способ взаимодействия?
Встречали ли вы людей, у которых нет проблем с детьми? Возможно, вы так говорите о себе: «А у нас нет проблем». И правда, проблем нет. Ребенок послушный до неприличия. Где посадишь – там и найдешь. Играет тихо, аккуратно. Игры «правильные». Не спорит. Вообще. Голодный – поесть не просит. Холодно – не скажет. Сам решаешь: что, сколько и когда нужно этому ребенку. А родители вокруг завидуют: «Какой твой послушный... А мой, а мой...». Кажется проблем нет, и только спустя время замечаешь: с другими детьми ребенок не играет, защитить себя не может, что хочет – не знает и, как будто, ничего ему не интересно. Ты задумываешься: «Почему?» и «Что делать?».
Складываются еще ситуации, когда причина «сложного» поведения ребенка непонятна – ослабленный, долго и часто болеет, а врачи не понимают с чем связана болезнь. Или наоборот, факторы, которые изменили поведение ребенка, очевидны, но как исправить ситуацию - не понятно.
Есть дети, у которых спустя время «симптомы» уходят, а есть такие, у которых задерживаются.
Происходит по-разному, у каждого по-своему.
Ребенок может быть с ограничениями и сложностями, которые мешают жить ему и родителям. И не важно какие у него его проблемы, ситуативные или постоянные. Важно помочь, поддержать.
А ещё ребенок может быть «живым», «настоящим» с ярко выраженной индивидуальностью, с чертами характера, которые делают его единственным в своем роде. Важно это заметить, поддержать и помочь адаптироваться.
Возможные причины для обращения к психологу:- ярко проявляются поведенческие трудности, например, агрессия к родителям, учителям, сверстникам;
- наблюдаются страхи, которые не уходят и мешают;
- ребенок «переполнен» тревогой;
- беспокойный сон;
- отсутствует интерес ко всему, чем ребенок был увлечен ранее, подавленное настроение, потеря аппетита;
- ребенок переживает перемены, которые его травмируют, например, утрата, развод родителей и т.д.;
- ребенок не усваивает школьную программу;
- «особенный ребенок» с трудностями в развитии, адаптации.
В контакте с ребенком используются проверенные и зарекомендовавшие себя методы и приемы песочной терапии, арт-терапии (лепка, рисование), сказкотерапии (сочинение и разыгрывание сказок), игра.
В Центре «Здесь и Теперь» с детьми и родителями работают замечательные психологи и психотерапевты, опытные и любящие своих маленьких клиентов. Познакомиться с детскими психологами можно в
разделе «Специалисты».
Для определения проблемы, выбора метода и продолжительности терапии записывайтесь на первичную консультацию с детским психологом.