Подростковый период определяют как один из самых сложных этапов развития. Почему? Действительно ли это такой сложный путь? В каком случае тогда необходима психологическая поддержка или сопровождение специалиста? Или это один из периодов в нашей жизни, который мы проживаем? Попробуем разобраться.
Франсуаза Дольто называет отрочество периодом «движения к зоне перемен» – переход от смерти к рождению. Так, подросток переживает два сложных состояния: смерть и рождение. Возникают новые, иные, переживания, связанные с рождением «Я». Проходя через этот кризис подросткового периода, ребенок переживает два основных и сильных чувства – стыд и страх.
Детские психологи в период «умирания детства» сравнивают подростка с новорождённым. Это связано с тем, что к подростку возвращается незащищенность новорождённого, чрезвычайная его чувствительность. Происходит потеря детского мироощущения – подросток уже не принадлежит миру детства, – но при этом еще не обрел себя в мире взрослых – ему нужно «доказать» свою взрослость и отстоять ее. И пока ребенок не раскроет ответ на фундаментальный вопрос «Кто Я?», у него есть все возможности увязнуть в этом возрасте. Не пережив этот кризис подросткового периода жизни, уже став взрослым, человек так и останется «вечным подростком».
В этом «пространстве» – в пространстве перехода – подросткам свойственна крайняя чувствительность. Парадоксально, но от своей ранимости они спасаются депрессией или негативизмом, которые еще больше усиливают их слабость. Так, поведение ребенка, проживающего кризис, может проявляться в следующих возрастных проблемах:
- конфликты со сверстниками: агрессивность вербальная или физическая, нерешительность, изолированность, отсутствие друзей, и т.д.;
- конфликты в семье;
- курение, употребление алкоголя и наркотиков, возникновение раннего сексуального опыта, приобщение к маргинальной группе;
- развитие зависимости от интернета, компьютерных игр, социальных сетей и т.д.;
- подавленное состояние, лень;
- сложности в учебе: отсутствие интереса к школьной программе, сложности при выполнении домашнего задания, переживание стресса перед итоговыми работами (контрольные, экзамены и т.д.), конфликты с учителями;
- психосоматические заболевания: тошнота, рвота, головокружения и т.п.
Самые близкие люди – родители – в отчаянии из-за невозможности разговаривать со своим ребенком спокойно, нарастает тревога, страх за его жизнь и будущее.
Рекомендуется обратиться за поддержкой к специалисту в случае если:- подросток не может самостоятельно пройти этот путь;
- возрастные трансформации отягощены переживаниями, которые связаны с ситуативными обстоятельствами (развод родителей, расставание с первой любовью, потеря близкого человека и т.п.);
- вы не являетесь авторитетом, утратили доверие вашего ребенка, перестали быть устойчивым в контакте с ребенком или же охвачены водоворотом тех же самых обстоятельств, что и ваш подросток.
Наши специалисты умеют общаться с подростками на их языке. Они, как парламентеры, в переговорах с подростками, которые переживают изменения, требуют свободы, но не справляются со своими процессами взросления.
Для знакомства, понимания трудностей, с которыми столкнулись вы и ваш подросток и определения количества встреч записывайтесь на первичную консультацию с психологом.