Не все начинающие гештальт-терапевты могут похвастаться легкостью освоения теории гештальттерапии. И дело не столько в нехватке времени на чтение книг, сколько в трудности понимания основных идей гештальта.
Одной из задач нашего курса лекций является решение этой проблемы. Живые лекции о теории гештальттерапии рассказанные человеческим языком, сопровождающиеся практическими примерами, откроют возможность изучать литературу по гештальту без разочарования в своем уме или уме авторов.
Основная цель курса лекций «Теория Гештальттерапии» - построить целостный и объемный образ гештальт-подхода из истории его создания и становления, личностей открывателей и отношений между ними, из гипотез, концепций, теорий, предшествующих созданию метода и разработанных следующими поколениями гештальт-терапевтов, из взглядов на здоровье, развитие человека, на этику профессиональной деятельности.
На наш взгляд, целостный и объемный образ подхода надежнее, чем сумма разрозненных его частей. Надежность дает опору и поддержку в открытии и развитии у себя новых личностных способностей необходимых для становления гештальт-терапевта.
Обозначим некоторые из этих способностей:- Быть готовым к непредсказуемости терапевтического процесса, видеть уникальность человека и его ситуации, избегать успокоения своей тревоги в уютной гавани причинно-следственной связи является «рыцарской доблестью» гештальт-терапевта. При этом знание, куда «смотреть» и что «видеть» в работе с клиентом дает ощущение комфортной уверенности, необходимой для получения удовольствия от своей работы.
- Если дальше развивать идею «рыцарских доблестей» гештальт-терапевтов, важно отметить способность видеть красоту жизни клиента, ориентироваться на эстетические принципы, очаровываться клиентом.
- Еще одна важная доблесть гештальт-терапевтов - это осознание своих мыслей, эмоций, ощущений, потребностей. Осознавать себя - это одновременно и понимать и принимать себя, т.е. доверять себе. И это требует большого мужества.
В итоге, изучение теории позволяет гештальт-терапевту опираясь на основания, принципы, законы лежащие в основе гештальт-подхода, выстраивать стратегию своей работы, принимать решение об использовании того или иного вида вмешательства, понимать динамику терапевтического процесса.
Программа цикла он-лайн лекций: История и развитие гештальттерапии. Философия гештальт-подходаВ этой лекции мы будем разбираться в том, как создавалась и устанавливалась гештальттерапия в качестве одного из ведущих психотерапевтических подходов. Узнаем истории «отцов/матерей-основателей». Разберемся с основополагающими принципами философии гештальт-подхода.
Теория поля в гештальттерапииТеория поля в психологии – одна из самых сложных тем для понимания устройства психического. В этой лекции мы будем разбираться в том, как психическая реальность организуется в соответствии с принципами теории поля.
Диалог и отношения в гештальттерапииДиалог – одно из фундаментальных оснований гештальттерапии. Без диалога гештальттерапия невозможна. В этой лекции мы поговорим о том, что такое диалог и какими характеристиками он обладает. Что такое Я-Ты и Я-Оно отношения и в чем их ценность для психотерапии. А также разберемся в символических и реальных аспектах отношений между клиентом и терапевтом.
Контакт и потребности в гештальттерапииВ этой лекции мы рассмотрим представление о цикле контакта или цикле удовлетворения потребности, рассмотрим его различные фазы. Разберемся с понятиями контактной границы и процессом творческого приспособления.
Механизмы прерывания контактаЭта лекция посвящена механизмам прерывания контакта - конфлюэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм, дефлексия.
Теория SelfВ этой лекции мы поймем Self, как процесс. Разберем функции Self - Id, Personality, Ego, которые проявлены в каждом деятельном акте человека. А также разберемся с тем, что происходит при нарушении функционирования Self.
Феномены тела в гештальттерапииГештальттерапия рассматривает человека в неразрывной связи со средой, а феномен психического в человеке в неразрывной связи с телом. В этой лекции мы изучим особенности телесного и вообще невербального процесса в гештальттерапии.
Концепция здоровья и невроза в гештальттерапииНесмотря на атеоретическую направленность, гештальттерапия имеет свои теории личности и развития. В этой лекции мы изучим возможности диагностики, концепцию характера и модель развития.
Развитие человека и личностный ростВ этой лекции мы продолжим изучать теоретический взгляд на личность через парадигму гештальттерапии. Мы рассмотрим такие темы, как баланс фрустрации и поддержки в терапии, самоугнетение, самоманипуляция и самоподдержка, внутриличностный диалог, как диалог полярностей или конкурирующих потребностей.
Этические вопросыФинальная лекция курса будет посвящена этическим аспектам деятельности гештальттерапевта. Помимо этических кодексов, мы рассмотрим противоречия, существующие в психотерапии, варианты возможных искажений базовых принципов гештальттерапии, причины, по которым происходит профессиональное выгорание терапевта
Лекции проходят он-лайн для участников программы 2 ступени обучения «Гештальт подход в рамках экзистенциально-гуманистической терапии», а так же всех интересующихся теорией гештальт-терапии.
Ведущая -
Тугайбаева Батима, гештальт-терапевт, старший преподаватель Института Супервизии и Групповой терапии