В эпиграфе приведены последние предсмертные слова известного философа - Людвига Витгенштейна. Послание адресовано друзьям и коллегам. Норман Малколм – один из учеников – описывал жизнь философа, как полную страданий и ограничений: «мне кажется, что он был невыносимо несчастлив. Особенно тогда, когда я думаю о его глубоком пессимизме, об умственном и моральном напряжении, о беспощадности, с которой он эксплуатировал собственный интеллект, о его потребности в любви и нежности, с которой соединялась горечь, отталкивавшая привязанность, Тем не менее, умирая, он повторял самому себе: «Какая была сказочная жизнь!»
Как по достоинству оценить свою жизнь? Где найти в себе силы признать ее сказочной? Каковы критерии ее полноценного проживания?
Экзистенциальная философия, о которой пойдет речь на наших встречах – это кризисная философия, печальная, не оптимистичная. Расцвет ее развития связан с эпохой больших потрясений. Есть такая горькая соотнесенность философии и стиля жизни: «возвышенное кормится страданиями». Ключевые фигуры экзистенциализма - философы, ученые, литераторы, врачеватели, политики – это, на мой взгляд, настоящие Герои. У каждого своя сложная и интересная судьба, свои идеи, свой стиль жизни, своя история смерти. Фигуры эти во многом стали метафоричными. Их жизнь и творчество до сих пор притягивают умы наших современников и вот уже почти столетие остаются в центре общественной моды: стиль мышления, отношение к Слову, презрение к быту и внимание к Переживанию, внимание к себе и проживанию своей жизни. И бесконечное генерирование вопросов « как и зачем живет Человек?» - Как рождается и умирает, Как проживает во времени и пространстве – в одиночестве и с другими, телесно и душевно, в любви и счастье, в горе и потерях.
Способна ли философия работать как психотерапия, нужна ли и какая именно философия психологам и психотерапевтам, специалистам помогающих профессий?
Философия – это страсть к пониманию, орган ориентации человека в сложном пространстве. Мы можем взять у философов способ жить, потому что философы в первую очередь сами люди. Философия для них как духовная практика. Они вглядываются в эту жизнь, из их опыта мы можем найти многое, что дает нам смыслы, с которыми мы можем прийти к нашим клиентам. И тогда философия представляется нам как огромный контейнер - кладезь смыслов, где всегда можно найти что-то, что окажется поддерживающим и важным именно в конкретный момент.
Для кого этот проект?Для практикующих психологов, психотерапевтов, для всех, кому понятна цена профессии – более острое ощущение всех экзистенциальных данностей – боли, одиночества, бессилия.
В этом смысле совместное путешествие в историю и теорию экзистенциальной философии может привести нас к изучению очень интересных взаимоотношений философии и психотерапии, исследовать, как история идей позволила экзистенциальной психотерапии стать серьезным самостоятельным направлением и жить полноценной жизнью. По сути – экзистенциальная психотерапия – это единственный пример в истории гуманитарных наук и практик, где мы видим, как прямое заимствование идей из философии привело к созданию психотерапевтической школы.
О себе в этом проекте:- мне безумно интересно было думать об этой программе и готовиться к курсу. Слово «экзистенциальный» сопровождает меня всю жизнь, еще с тех пор, когда мои родители «издевались» над пятилетним ребенком, придумывая труднопроизносимые и труднопонимаемые теоретические термины. С тех пор я на эту тему сдала не один экзамен и подготовила не одну лекцию и семинар, но эмоциональные детские связи (интерес, азарт, боль непонимания, ощущение неполноценности перед философией, мотив преодоления себя и многое другое) остались;
- обещаю быть неакадемичной, сомневаться, говорить о философских идеях с точки зрения личной истории философов, их породивших, подбирать темы, учитывая личный опыт участников проекта, создавать пространство для по-знания, по-нимания и со-переживания.
Темы встреч:- Введение в экзистенциальную философию. Нужна ли вообще и какая философия нужна психологу и психотерапевту. Представления философии о природе человека.
- Фундаментальная онтология. Мартин Хайдеггер и Жан Поль Сартр. Мера человеческого бытия: «бытие в себе», «для себя», «для другого».
- Пограничные ситуации и человек. Онтология Карла Ясперса.
- Фридрих Ницше. Человек судьбы. Глашатай нового типа Человека.
- Габриэль Марсель. Бытие как таинство. Коммуникация как критерий подлинности.
«Телесное присутствие», «Вовлеченность».
- Серен Кьеркегор «Наслаждение и долг»: варианты выбора себя.
- Экзистенциальная Россия . Онтология Николая Бердяева. Экзистенциализм Федора Достоевского.
- Экзистенциальная боль. Жизнь на пределе. Экзистенциальное понимание смерти.
- Экзистенциальный опыт: страх и кризис как предмет рефлексии. Жизнь как выбор. Экзистенциальный смысл суицида.
- Философия Мераба Мамардашвили и ее значение для психологии и психотерапии. Поиски «собственной подлинности».
Ведущая Елена Фридман - кандидат психологических наук, травма-терапевт, политический психолог, полиграфолог. Имеет работы в зонах стихийных массовых бедствий (землетрясение в Армении (1989 г.), в Индии (2001 г.). Старший преподаватель Института Супервизии и Групповой терапии.