Все востребованные успешные психологи с большой частной психологической практикой, организующие свои психологические центры, пишущие книги, с чего-то начинали, были новичками, а затем им удалось развить свою практику.
И в начале им было непросто, потому что непонятно:
- как работать с тем или иным клиентом;
- нужно ли уже подключать психиатра;
- какую стоимость своей работы назначить;
- где искать клиентов;
- нужна ли супервизия.
Эти и многие другие вопросы зачастую начинающим психологам некому задать, а путь к профессионализму становится более долгим, тернистым и полным ошибок. Но и у практикующих терапевтов эти же вопросы возникают на протяжении всей практики – как поднимать стоимость клиенту во время работы с ним, какая форма супервизии подходит именно в этом случае, как перейти на новый уровень профессиональной деятельности и многие другие.
Размышляя об этом, у нас возникла идея создать поддерживающее, помогающее развитию практики пространство. Для кого полезна наша группа?
Годы работы этой программы показали, что участник нашего сообщества, который ощущает пользу от него, это:
- специалист с высшим психологическим или смежным образованием;
- психолог, прошедший подготовку в обучающих программах базового уровня (500 ак. ч.) любого психотерапевтического направления (то есть имеющий в своем арсенале не менее 50 часов личной терапии и опыт работы в терапевтических группах).
- практикующий психотерапевт, работающий в любом подходе.
Обычно именно психологи с таким уровнем подготовки чувствуют в себе силы и возможности консультировать.
Но практическому психологу, психотерапевту, как никому другому, необходимо сообщество коллег, пространство, в котором можно:
- получать новые знания в формате лекций, семинаров для психологов для развития своих умений;
- прийти и поделиться сомнениями;
- рассказать о тревожном и стыдном в практике, о том, что не получается;
- получить поддержку и конкретные рекомендации более опытных психотерапевтов;
- экспериментировать, «обкатать» свою новую идею группы, тренинга в безопасном поле;
- получить искренние отклики и профессиональную супервизию;
- «примерить» разные роли – ко-терапевта, супервизора, ведущего группы.
И именно такую группу мы создали, она работает циклично с 2012 года.
Мы сделали нашу программу особенной: в нее может прийти практикующий психолог любого терапевтического направления. Процесс, который разворачивается на группе «Терапевтическое взросление», не похож на обучение или развитие ремесленных навыков. Мы вместе с участниками смотрим вглубь психологической практики, в философию профессии. В собственную миссию, как психолога.
Успешных психологов, адептов любого психотерапевтического направления объединяет:
- любовь к людям;
- желание помочь им прожить свою уникальную жизнь;
- собственный опыт и способы справляться с трудностями, обретенные в личной терапии;
- знание метода, в котором работает специалист.
А разность подходов к психотерапии участников и ведущих наших групп обогащает общее смысловое пространство и видение начинающими психологами себя в профессии.
Для того, чтобы «взросление» было гармоничным, программа имеет четкую структуру - тематические сессии, которые по факту являются логичными этапами на пути успешного психолога, они расположены от более поверхностных, к все более профессиональным. Начиная свою психологическую практику, именно в таком порядке специалист развивается и именно эти вопросы ставит перед собой.
Темы сессий:- Я и мой Выбор. Рождение терапевтического Я. Профессиональное самоопределение. Мотивация быть терапевтом. Требования профессии и возможности начинающих терапевтов. Мой первый клиент. Моя первая группа. Мои первые терапевтические деньги. Удачи и сомнения. Мой нарциссизм – страхи, стыд, бессилие.
- Я и мои инструменты психологической помощи. Образ личности, невроз и психическое здоровье с точки зрения разных терапевтических школ. Личность - инструмент практической деятельности психотерапевта. Профессия как форма развития личности. Что заполняет во мне моя профессия – какие потребности личности удовлетворяет? Мои «слепые пятна». Мои защиты. Гарантии моего профессионализма. Когда заканчивать личную терапию? Как обходиться с сильными контрпереносными чувствами?
- Я и мои деньги. Что такое деньги в контексте моей работы психологом. Из чего складывается стоимость психологических услуг. Моя цена и моя ценность. Куда я трачу деньги, заработанные психотерапией? Цена за консультацию как инструмент психологической помощи. Бесплатная психологическая помощь – плюсы и минусы. Наличные и безналичные – есть ли разница в психологическом плане? Как обеспечить себе достойный уровень жизни, зарабатывая психотерапией? Высокий гонорар – как с этим справиться?
- Я и мой клиент. Критерии психологической помощи. Контакт и отношения в психотерапии. Терапевтический альянс. Границы психотерапии. Эмпатия и Диалог. Кто меня выбирает. С кем я хочу работать. Как я завишу от клиента. Казусы и ловушки клиент-терапевтических отношений: нарушения контракта и этического кодекса. Агрессия, обесценивание и недовольство клиента. Двойные отношения: друзья, любовники, коллеги, ученики.
- Я и мои Учителя. Выбор терапевтического направления – система понятий, способ анализа и инструментарий психологической работы. Значение личности создателя терапевтического метода. Трансферентные отношения. Почему я в этом направлении психотерапии и с этим учителем? Сепарация и выбор своего места в иерархии. Когда заканчивать обучение? Злость и благодарность к Учителям. Инцест невозможен?
- Я и мой ко-терапевт. Модели и стратегии ко-терапевтических отношений. Цели, задачи и функции ко-терапии. Преимущества и риски ко-терапии. Перенос и контрперенос в отношениях котерапевтов. Зачем мы друг другу? Роли в паре. Разделение ответственности и борьба за власть. Гомогенные и гетерогенные пары: фантазии участников.
- Я и мой супервизор. Типы и модели супервизии. Структура и процесс супервизии. Отличие супервизии от терапии. Позиция супервизора по отношению к супервизанту. Трансферентные отношения в супервизии. Хороший ли я психотерапевт? Что сильнее - желание скрыться от профессиональной оценки или потребность супервизорской поддержки? Что я жду от супервизии? Чем я, как супервизор, полезен коллегам?
- Я и сообщество. Профессиональное сообщество как стимул в развитии, поддержка и ограничение. Конкуренция и кооперация. Формирование и реализация профессиональной позиции терапевта. Ценности в психотерапии. Специфика отношений профессионалов. Я и мои коллеги. Я и мои конкуренты. Должен ли я сотрудничать, чтобы стать профессионалом? Каковы отношения между коллегами-психологами. Сплетни и слухи. Зависть, уважение, дружба, восхищение.
- Я и моя Профессия. Мой стиль, мой продукт. Стадии и уровни профессионального развития. Кризисы. Профессиональная позиция терапевта. Профессионально важные качества терапевта. Специализации в терапии. Зачем я это делаю? Сколько стоит мой труд? Длительность и глубина терапии. Профессиональный успех: деньги, востребованность, признание. Особенности моего стиля.
- Я и мои ученики. Методология психотерапии. Экспериентальное обучение. Малая группа как инструмент самопознания, саморазвития и самосовершенствования. Профессиональная этика и психотехника – две стороны одного процесса. Когда начинать учить? Зачем я хочу быть учителем? Можно ли научить быть психотерапевтом? Моя мотивация обучать других и ее влияние на мой путь в психотерапии.
- Я и мой менеджер. Система обслуживания психотерапевтической практики. Реклама и маркетинг: специфика продвижения психологических услуг. Грамотное менеджерское сопровождение клиента. Этические проблемы, возникающие на стыке профессиональной и менеджерской практики психолога. Что мы продаем? Как правильно пользоваться возможностями печатной рекламы, сайта, социальных сетей, «сарафанного радио», рекомендаций? Создание частной практики «с нуля». Взаимоотношения психолога с администрацией и менеджерами. Что мне мешает говорить о своих услугах?
- Я и моя группа. Теория групп с точки зрения различных подходов и направлений психотерапии. Связь личности ведущего с характером его групп. Особенности и виды группового сеттинга. Уровни переноса и контрпереноса в группе. Понятие «антигруппы». Что такое группа, и какие они бывают? Как создать группу и организовать ее работу - путь от идеи к воплощению. Быть групповым терапевтом: что надо уметь, знать и мочь? Власть и лидерство в группе.
- Я и мой Путь. Философия психотерапевтической практики. Психотерапия как средство организации жизни. Психотерапия и духовность. Развитие и деформация в профессии. Психологическое здоровье. Психотерапия и социум. Психотерапия как судьба. Психотерапия - ремесло, духовный путь, служение, образ жизни? Одиночество в профессии. Мои ресурсы. Синдром выгорания. Ответственность за свое здоровье. Измены моей профессии и верность ей, ограничения по возрасту. Жизнь как терапия.
Каждая тематическая сессия представляет собой следующие взаимосвязанные процессы:
- лекции и семинары по истории, философии и методологии психотерапии в соответствии с основной темой сессии;
- классическая полуоткрытая большая группа с фокусировкой на фигурах и феноменах групповой динамики;
- индивидуальные клиентские работы участников с терапевтом – участником группы «в центре»
- работа участников группы в позиции терапевта с клиентом из числа членов группы или аквариума;
- работа участников группы в позиции супервизора с терапевтом из числа членов группы;
- групповая заочная супервизия.
В результате обучения в долгосрочной программе «Терапевтическое взросление» выпускники:
- Углубляют свои знания о философии и теоретических основаниях, методологии психотерапии с точки зрения различных направлений психотерапевтической практики.
- Развивают навыки психотерапевтической практики с индивидуальными клиентами, группами и системными образованиями (семья, организация).
- Получают новый личный клиентский опыт, все больше осознавая собственные проблемные зоны и возможность их проработки.
- Понимают, на какие собственные ресурсы могут опираться в работе, что является их сильными сторонами, как терапевтов, формируют свой стиль и устойчивость в работе с клиентами.
- Умеют профессионально взаимодействовать с супервизором: формулировать запрос и интегрировать результаты супервизии в свою практику, совершенствуют собственные навыки дачи супервизии коллеге.
- Имеют сформулированные и опробованные на практике собственные терапевтические программы, группы, которые привлекают клиентов.
Авторы программы – к.пс.н. Елена Шуварикова, к.пс.н. Юлия Артамонова, к.пс.н. Валерия Кульбери, Татьяна Шпилева.Ведущие программы:Елена Фридман – к.пс.н., экзистенциальный травматерапевт, супервизор.Елена Щепеткина – клинический психолог, аналитически-ориентированный терапевт, семейный терапевт.В качестве третьего ведущего в программу два раза в год приглашаются специалисты различных направлений психотерапии.
Формат «Аквариум»Уважаемые коллеги!
Сообщаем, что вы можете посетить обучающую программу 3 ступени «Терапевтическое взросление» в качестве наблюдателей.
Формат «Аквариум», представляет собой внешний круг, участники которого наблюдают за процессами, которые разворачиваются в рабочей группе.
Вы можете стать участником «Аквариума» на любой сессии программы.
Программа идет циклично – можно присоединиться к группе на любой теме.
Программа 3 ступени для практикующих психологов и психотерапевтов «Терапевтическое взросление» приглашает коллег на групповую кино-супервизию - анализ случаев, представленных в художественных фильмах и сериалах.