Все мы рождаемся и проводим свою жизнь в группе. Человек – существо социальное. Даже наша семья - это группа, что говорить о детских коллективах, обучающих организациях и рабочих командах. На все наши выборы и проявления влияет группа на протяжении жизни, и мы ориентируемся на нее в том, как позиционируем себя, конкурируем, выбираем профессию или открываем бизнес. Государство, нация – это тоже группы, живущие по своим законам. Влияние групп на конкретного человека до начала 20 века было тотальным – невозможно было представить, чтобы представитель определенного социального класса попал в другую социальную прослойку в плане образования, создания семьи или выбора профессии. В 20 веке давление групп сильно уменьшилось, но одиночество человека, последовавшее за этим явлением, вынудило его искать свою группу самостоятельно – религиозную общину, институт, занятие в группе по интересам, и, наконец, группу единомышленников. Человек опять вернулся к группе, потому что группа дает нам нечто большее, чем один, пусть даже самый важный, человек. Группа дает нам ощущения себя во всей целостности – любви и ненависти, сострадании и соперничестве, в победе и поражении, в подчинении и лидерстве, в правоте и вине, в измене и верности, в тайном сговоре и защите слабого, в совместности в воспитании младших и в одиночестве при отвержении, бойкоте, наказании. Еще Зигмунд Фрейд подметил эту важную составляющую человеческого развития – групповое воздействие на психику каждого конкретного человека, находящегося в группе. Его идеализацию лидера группы и его конкуренцию с себе подобными.
Вот почему такую популярность набирает групповая психотерапия. Она воспроизводит социум в каждой конкретной группе. И представляет собой «репетицию жизни» по образному выражению Ирвина Ялома.
Мне хочется добавить к мнению Ялома – группа это еще и предисловие жизни. Потому что в группе разворачивается наша жизнь с момента рождения, а может быть еще и до нее. Так, не могу забыть случай, когда в мою группу самопознания пришел кандидат на собеседования, в процессе которого я узнала его историю усыновления. Он был оставлен матерью в роддоме и только через два месяца был усыновлен. Эти два месяца он был как будто выведен за скобки отношений, семьи, он был не нужным. Эту информацию, конечно, не знала группа, в которую вошел этот кандидат с еще одним новым участником. И каково же было мое удивление, когда я наблюдала за тем. что группа игнорирует его, как будто не замечая, в отличие от второго новичка. В этом человеке не было чего-то неприятного, злого, некрасивого, что могло бы оттолкнуть группу. Но на бессознательном уровне он принес и рассказал историю своего рождения. И она была видна именно в динамике группы. В индивидуальной терапии я бы это вполне возможно не заметила.
Таких историй в практике группового ведущего множество – мы повторяем свою историю в группе, хотим мы этого или не хотим.
Когда необходимо направлять клиента именно на групповую терапию?
Психологи и психотерапевты понимают, что когда клиент приходит с проблемами сиблинговых отношений, трудностей самореализации или частого попадания в позицию изгоя, групповая терапия будет эффективнее индивидуальной. В индивидуальном контакте с поддерживающим терапевтом можно залечить рану, но получить опыт отстаивания себя, когда ты в меньшинстве, или опыт встречи с завистью к твоим успехам проигравших, можно только в группе. Так, например, люди, имеющие сиблингов, никогда не чувствуют себя абсолютно независимыми от них. Они строят отношения с родителями, семьей, друзьями, опираясь на опыт позиции старшего или младшего, ответственного или ведомого, этот детский опыт навсегда впечатывается в их жизненные привычки. И часто не дает увидеть отличие новой ситуации от привычной роли. Группа как зеркало легко показывает этот обычный сценарий их жизни. Причем в самых разных зеркалах, через мнения сразу нескольких участников группы. Это еще одно явное преимущество групповой терапии в сравнении с индивидуальной.
Вот вам пример – в постоянно работающую группу самопознания должен был войти новый участник. Группа работала хорошо, продуктивно и ничего не предвещало бунта против изменений в составе участников. Но в ответ на информацию о входе нового человека в ближайшие недели одна из старых участников внезапно стала проявлять недовольство. Она злилась, плакала, протестовала… Постепенно, связывая ее историю старшей сестры с острыми чувствами, которые она переживает накануне «рождения» нового члена группы, стали очевидны подавленная злость, обида, ощущение брошенности, связанные с тем моментом ее детства, когда появилась сестра, заняв ее детскую комнату и ее детское место рядом с родителями…
Возможна ли личная без групповой и групповая без личной?
В разные моменты нашей жизни нам нужна разная поддержка. Когда-то очень тихая и интимная вдвоем с терапевтом, а когда-то эффективная своим быстрым результатом, своим ясным откликом групповая работа. Совмещать эти две формы не рекомендуют – иначе сопротивление сделает свое дело и мы будем уносить непереносимые чувства от терапевта к группе и наоборот. Скорее это этапы нашего развития и исследования себя. Так и человек – сначала нуждается в теплом материнском контейнере без третьих лиц. А потом, чтобы взрослеть, ему нужно научиться жить втроем, деля мать с отцом или с ее работой, увлечениями, чтобы справиться с ревностью и тревогой.
Получается, не стоит идти на групповую терапию, не пройдя индивидуальную?
В группу приходят люди, которые научились выстраивать отношения вдвоем, в диаде. Групповые ведущие обращают на это внимание на собеседовании. Потому что, если человек не смог построить отношения в паре к этому моменту, это показание к индивидуальной терапии. Но вот если отношения в паре строить получается, а дело не идет дальше, то групповая терапия незаменима. Так, например, в группу может прийти человек, не выносящий даже мысли о рождении ребенка, который отнимет их прекрасную жизнь в паре. Или участница, не допускающая контакт своего партнера со своей мамой настолько, что готова его потерять, чувствую всякий раз предательство на любом семейном празднике. Именно в этих случаях группа будет очень эффективна. Когда есть «третий», когда приходится замечать свою ревность и справляться с конкуренцией, появляется возможность пережить новый опыт. А затем опираться на него в любом коллективе и в любой другой группе людей.
Но есть случаи, когда показана сразу групповая терапия. Например, в терапии зависимостей по принципу «12 шагов» пациенты говорят об эффективности именно в группе. Давайте сделаем табличку сравнения групповой и индивидуальной терапии, что где есть и чего нет в каждой:
Вот почему такую популярность набирает групповая психотерапия. Она воспроизводит социум в каждой конкретной группе. И представляет собой «репетицию жизни» по образному выражению Ирвина Ялома.
Мне хочется добавить к мнению Ялома – группа это еще и предисловие жизни. Потому что в группе разворачивается наша жизнь с момента рождения, а может быть еще и до нее. Так, не могу забыть случай, когда в мою группу самопознания пришел кандидат на собеседования, в процессе которого я узнала его историю усыновления. Он был оставлен матерью в роддоме и только через два месяца был усыновлен. Эти два месяца он был как будто выведен за скобки отношений, семьи, он был не нужным. Эту информацию, конечно, не знала группа, в которую вошел этот кандидат с еще одним новым участником. И каково же было мое удивление, когда я наблюдала за тем. что группа игнорирует его, как будто не замечая, в отличие от второго новичка. В этом человеке не было чего-то неприятного, злого, некрасивого, что могло бы оттолкнуть группу. Но на бессознательном уровне он принес и рассказал историю своего рождения. И она была видна именно в динамике группы. В индивидуальной терапии я бы это вполне возможно не заметила.
Таких историй в практике группового ведущего множество – мы повторяем свою историю в группе, хотим мы этого или не хотим.
Когда необходимо направлять клиента именно на групповую терапию?
Психологи и психотерапевты понимают, что когда клиент приходит с проблемами сиблинговых отношений, трудностей самореализации или частого попадания в позицию изгоя, групповая терапия будет эффективнее индивидуальной. В индивидуальном контакте с поддерживающим терапевтом можно залечить рану, но получить опыт отстаивания себя, когда ты в меньшинстве, или опыт встречи с завистью к твоим успехам проигравших, можно только в группе. Так, например, люди, имеющие сиблингов, никогда не чувствуют себя абсолютно независимыми от них. Они строят отношения с родителями, семьей, друзьями, опираясь на опыт позиции старшего или младшего, ответственного или ведомого, этот детский опыт навсегда впечатывается в их жизненные привычки. И часто не дает увидеть отличие новой ситуации от привычной роли. Группа как зеркало легко показывает этот обычный сценарий их жизни. Причем в самых разных зеркалах, через мнения сразу нескольких участников группы. Это еще одно явное преимущество групповой терапии в сравнении с индивидуальной.
Вот вам пример – в постоянно работающую группу самопознания должен был войти новый участник. Группа работала хорошо, продуктивно и ничего не предвещало бунта против изменений в составе участников. Но в ответ на информацию о входе нового человека в ближайшие недели одна из старых участников внезапно стала проявлять недовольство. Она злилась, плакала, протестовала… Постепенно, связывая ее историю старшей сестры с острыми чувствами, которые она переживает накануне «рождения» нового члена группы, стали очевидны подавленная злость, обида, ощущение брошенности, связанные с тем моментом ее детства, когда появилась сестра, заняв ее детскую комнату и ее детское место рядом с родителями…
Возможна ли личная без групповой и групповая без личной?
В разные моменты нашей жизни нам нужна разная поддержка. Когда-то очень тихая и интимная вдвоем с терапевтом, а когда-то эффективная своим быстрым результатом, своим ясным откликом групповая работа. Совмещать эти две формы не рекомендуют – иначе сопротивление сделает свое дело и мы будем уносить непереносимые чувства от терапевта к группе и наоборот. Скорее это этапы нашего развития и исследования себя. Так и человек – сначала нуждается в теплом материнском контейнере без третьих лиц. А потом, чтобы взрослеть, ему нужно научиться жить втроем, деля мать с отцом или с ее работой, увлечениями, чтобы справиться с ревностью и тревогой.
Получается, не стоит идти на групповую терапию, не пройдя индивидуальную?
В группу приходят люди, которые научились выстраивать отношения вдвоем, в диаде. Групповые ведущие обращают на это внимание на собеседовании. Потому что, если человек не смог построить отношения в паре к этому моменту, это показание к индивидуальной терапии. Но вот если отношения в паре строить получается, а дело не идет дальше, то групповая терапия незаменима. Так, например, в группу может прийти человек, не выносящий даже мысли о рождении ребенка, который отнимет их прекрасную жизнь в паре. Или участница, не допускающая контакт своего партнера со своей мамой настолько, что готова его потерять, чувствую всякий раз предательство на любом семейном празднике. Именно в этих случаях группа будет очень эффективна. Когда есть «третий», когда приходится замечать свою ревность и справляться с конкуренцией, появляется возможность пережить новый опыт. А затем опираться на него в любом коллективе и в любой другой группе людей.
Но есть случаи, когда показана сразу групповая терапия. Например, в терапии зависимостей по принципу «12 шагов» пациенты говорят об эффективности именно в группе. Давайте сделаем табличку сравнения групповой и индивидуальной терапии, что где есть и чего нет в каждой:
А как специалисту понять, что его клиенту пора переходить на групповой формат?
Мы направляем своих индивидуальных клиентов в группу, когда понимаем, что наступает пора сепарации. Это важная задача жизни человека – научиться жить отдельно от родительской поддержвивающей фигуры, построить свои отношения и свою профессиональную жизнь.
Направляя в группу, мы понимаем, что это будет сложный, но такой важный период для клиента, что мы готовим его к нему, горюем о завершении наших отношений и работаем со страхами отделения. Совмещать индивидуальную и групповую терапию, как правило, неэффективно – группа как аналог взрослой социальной жизни должна стать поддерживающей средой, в которой важно научиться реализовывать все свои потребности. Поэтому и переход к такому формату нужно готовить. Но взросление стоит усилий, на них затраченных! Опыт длительной групповой терапии становится основой устойчивости и сознательного выбора в любых сложных ситуациях жизни.
Как психологу (психотерапевту) стать ведущим психологических групп?
Тот же путь, что и клиенты, проходят и профессионалы. Как правило, мы сначала учимся работать с одним клиентом, а затем идем учиться вести группы. Работать ведущим требует определенных навыков, незадействованных в индивидуальном контакте. Нужно уметь видеть и каждого участника, и группу в целом. Быть способным поддерживая одного участника, не травмировать другого. Управлять групповой динамикой как одним из инструментов групповой психотерапии. Да с контрпереносными чувствами управляться в группе намного сложнее – нужны знания, опыт, умения тонко различать сигналы, анализировать возникающие ассоциации и выстраивать стратегию работы, подходящую каждому из участников и группе в целом. Программы обучения работе с группами работают, среди них имеет смысл искать практико-ориентированные, включающие в себя и дидактическую групповую терапию, и групповую супервизию. Только получив опыт собственного участия в динамической группе и проведя собственную группу под супервизией наставника, можно чувствовать себя профессионалом в этой эффективной форме психологической и психотерапевтической помощи – ведение групп.
Елена Шуварикова, кандидат психологических наук, группаналитик, супервизор, директор Института Супервизии и Групповой терапии, преподаватель в программе повышения квалификации для психологов «Группа как инструмент психологической помощи».
Мы направляем своих индивидуальных клиентов в группу, когда понимаем, что наступает пора сепарации. Это важная задача жизни человека – научиться жить отдельно от родительской поддержвивающей фигуры, построить свои отношения и свою профессиональную жизнь.
Направляя в группу, мы понимаем, что это будет сложный, но такой важный период для клиента, что мы готовим его к нему, горюем о завершении наших отношений и работаем со страхами отделения. Совмещать индивидуальную и групповую терапию, как правило, неэффективно – группа как аналог взрослой социальной жизни должна стать поддерживающей средой, в которой важно научиться реализовывать все свои потребности. Поэтому и переход к такому формату нужно готовить. Но взросление стоит усилий, на них затраченных! Опыт длительной групповой терапии становится основой устойчивости и сознательного выбора в любых сложных ситуациях жизни.
Как психологу (психотерапевту) стать ведущим психологических групп?
Тот же путь, что и клиенты, проходят и профессионалы. Как правило, мы сначала учимся работать с одним клиентом, а затем идем учиться вести группы. Работать ведущим требует определенных навыков, незадействованных в индивидуальном контакте. Нужно уметь видеть и каждого участника, и группу в целом. Быть способным поддерживая одного участника, не травмировать другого. Управлять групповой динамикой как одним из инструментов групповой психотерапии. Да с контрпереносными чувствами управляться в группе намного сложнее – нужны знания, опыт, умения тонко различать сигналы, анализировать возникающие ассоциации и выстраивать стратегию работы, подходящую каждому из участников и группе в целом. Программы обучения работе с группами работают, среди них имеет смысл искать практико-ориентированные, включающие в себя и дидактическую групповую терапию, и групповую супервизию. Только получив опыт собственного участия в динамической группе и проведя собственную группу под супервизией наставника, можно чувствовать себя профессионалом в этой эффективной форме психологической и психотерапевтической помощи – ведение групп.
Елена Шуварикова, кандидат психологических наук, группаналитик, супервизор, директор Института Супервизии и Групповой терапии, преподаватель в программе повышения квалификации для психологов «Группа как инструмент психологической помощи».